«России нужны люди, устойчивые к кризисным явлениям, способные к самостоятельному действию и обладающие современными компетенциями»
Человеческий потенциал — концепция, которая в настоящее время активно развивается российскими учёными. Издательство ВЦИОМ недавно выпустило монографию «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований», написанную специалистами из НИУ ВШЭ. Это значимое событие для научной сферы, поскольку обобщающих трудов на эту тему не было в течение долгого времени, как и попыток междисциплинарного подхода к ней. Кроме того, книга имеет и практический интерес для тех, кто участвует в формировании мер социальной политики по развитию человеческого потенциала и выравниванию неравенства в этой области. О проблемах в понимании, изучении, культивировании и реализации человеческого потенциала IQ.HSE поговорил с одним из научных редакторов монографии, социологом Василием Аникиным.
Василий Аникин,
старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ, руководитель первого научного направления «Социальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала» в рамках Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»
— Расскажите, пожалуйста, о вашей роли в подготовке монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований»?
— Я вместе с Лилией Николаевной Овчаровой и Павлом Сорокиным являюсь одним из научных редакторов данной монографии. Она была подготовлена и опубликована в рамках работы Научного центра мирового уровня (НЦМУ) « Центр междисциплинарных исследования человеческого потенциала», который объединяет МГИМО, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и Институт этнологии и антропологии РАН.
— А к стратегическому проекту НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» монография имеет отношение?
— Я вхожу в управляющий комитет данного стратпроекта и активно участвовал в его работе в последние два года по направлению «Укрепление социальных связей», но проект НЦМУ — это намного более масштабная национальная инициатива, объединяющая 80 научных проектов, 465 исследователей и 39 образовательных активностей, запланированных к 2025 году. И хотя, конечно, тематические пересечения могут быть, — у стратпроектов и НЦМУ разные задачи. Стратегические проекты нацелены прежде всего на прикладные результаты исследований — например, изобретение прибора, услуги или иного решения, которое должно быть полезно для российского бизнеса или властей разного уровня.
Проект НЦМУ в большей степени относится к фундаментальной науке и объединению усилий учёных из ведущих российских научных центров в целях разработки темы человеческого потенциала на мировом уровне. У НЦМУ есть даже международный наблюдательный совет, в который входят видные учёные из престижных зарубежных вузов и научных центров. Наблюдательный совет занимается оценкой качества фундаментальных исследований в области человеческого потенциала всего НЦМУ.
— Если вернуться к монографии, какая работа ей предшествовала и каким аспектам посвящено содержание?
— НЦМУ нацелен на исследование человеческого потенциала (ЧП) во всех его проявлениях и аспектах. Монография стала коллективным вкладом НИУ ВШЭ в НЦМУ в части ответа на амбициозные вопросы всего проекта: «А что такое человеческий потенциал? Как его измерить с учётом современных достижений в области социальных наук? Каково состояние человеческого потенциала в современной России?». Мы сделали первый шаг в создании единой теоретико-методологической базы, к которой могут обращаться и апеллировать все учёные и эксперты, интересующиеся темой человеческого потенциала.
Основная задача коллективной монографии заключалась в том, чтобы систематизировать вклад различных наук, а также предложить эмпирические исследования ЧП в соответствии с современным состоянием науки в этой области.
Теоретико-методологическим изысканиям концепции человеческого потенциала со стороны экономики, социологии, психологии и демографии посвящен первый раздел монографии. Эмпирические исследования, раскрывающие различные аспекты современного понимания ЧП, предложены во втором разделе книги.
— В чём специфика теоретико-методологической базы концепции человеческого потенциала?
— Ключевой заход состоит в том, что понятие «человеческий потенциал» носит междисциплинарный характер. В нашей монографии мы отходим от классического понимания ЧП через «возможности» к современному, которое центрировано на «способностях». Согласно оценкам нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, это придает динамизм понятию человеческого потенциала. Оно заключается в том, что человеческий потенциал это — в первую очередь процесс формирования способностей и выстраивания возможностей их реализации в различных средах и с учётом сложившихся в обществе неравенств.
Открывающая монографию глава показывает, что может дать экономическая наука для концепции ЧП. При этом в экономике нет отдельной отрасли знания, посвященной именно изучению ЧП, хотя есть направление, которое занимается изучением человеческого капитала и человеческого развития. Задача монографии заключалась, в том числе, в разведении этих понятий с понятием ЧП, но также требовалось показать и точки их пересечения в разных науках.
Это нужно было потому, что концепции человеческого капитала и человеческого развития уже давно вышли за пределы экономики и активно используется в других дисциплинах. В то же время именно эти концепции дают известные инструменты для операционализации ЧП на микро- и макроуровнях.
— В чём суть динамического понимания человеческого потенциала?
— Основная идея динамического подхода к ЧП заключается в развитии способностей людей и соответствующих установок, поддерживающих формирование современных навыков на ценностном уровне, а также возможностей, которые направлены на реализацию способностей, формируемых на всех ключевых этапах жизненного цикла человека. Переход к концепции человеческого потенциала предполагает, что общество фокусируется не столько на целях развития (благополучие и счастье), сколько на создании динамических средств — способностей, ценностей и возможностей.
При этом главной целью объявляется не достижение обществом конкретного состояния, а холистическое развитие человека само по себе. Проще говоря, необходимо создать возможности и условия для развития личности, а конкретные жизненные цели человек сформулирует сам.
Создание возможностей и альтернатив — основная идея классического подхода к ЧП, сформулированная в работах нобелевского лауреата — Амартии Сена. Возможности действия и мобильности, а не благополучие само по себе, — цель общества. Поэтому необходимо прежде всего устранять исходное неравенство возможностей и создавать новые альтернативы.
Современная трактовка ЧП смещает фокус на формирование способностей и выстраивание соответствующих институтов. Эффективное развитие способностей, особенно на ранних этапах жизненного цикла, должно создавать новые возможности и выравнивать уже сложившиеся неравенства. Это то, о чём говорит сегодня Джеймс Хекман. Наш подход к ЧП, таким образом, идёт в ногу с мировой наукой.
— Какие сильные стороны есть у российских учёных в области развития человеческого потенциала?
— Понятие человеческого потенциала зародилось на Западе где-то в 1960-1970-х годах. Всё началось с движения self help (самопомощь), которое было вдохновлено работами Дейла Карнеги, Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей. Речь шла о том, что каждый человек должен развивать свой потенциал, самосовершенствоваться.
Однако в российскую науку понятие человеческого потенциала пришло с работами экономиста Махбуба уль Хака, который в начале 1990-х на основе теории своего друга Амартии Сена предложил понятие «человеческое развитие» и вариант его измерения на макроуровне в рамках индексного подхода. Так появился Индекс человеческого развития, ежегодно публикуемый ООН уже более 30 лет.
В отличие от западных стран, где не прижилась концепция человеческого потенциала и больше развивалась концепция человеческого развития, в России сложилась сильная научная база, связанная с разработкой понятия человеческого потенциала на микро- и макроуровне. Однако до недавнего времени российская традиция опиралась преимущественно на классическую трактовку ЧП. Более того, уже около 10 лет в России не выходило монографий по проблематике ЧП.
От зарубежных же научных центров мы отличаемся тем, что стараемся теоретизировать концепцию ЧП с учётом достижений в различных дисциплинах — экономике, социологии, психологии, демографии и даже социально-экономической географии. За рубежом нет аналогичных комплексных исследований на эту тему.
Несмотря на то, что понятие «человеческий потенциал» эпизодически используется известными экономистами, как таковой теории человеческого потенциала у зарубежных коллег не сложилось. Наша монография делает шаг в направлении заполнения данного пробела мировой науки. Для реализации этой амбиции НЦМУ наша монография будет переведена на английский язык.
— А если отойти немного от темы фундаментальной науки и попробовать посмотреть на Россию с точки зрения человеческого потенциала в практическом смысле, то что можно сказать? В каких направлениях здесь развиваются практические исследования — можете привести примеры?
— Одно из ключевых исследовательских направлений посвящено изучению различных аспектов неравенств и их воспроизводства, которые блокируют формирование способностей и, следовательно, эффективное накопление человеческого потенциала нации. Без устранения «несправедливых» монетарных и немонетарных неравенств невозможно говорить об устойчивом развитии страны.
Ещё одно важное исследовательское направление — это изучение установок и ценностей, в частности, условий формирования достижительных ценностей, а также факторов воспроизводства так называемых «непродуктивных» установок (пессимизма, дискриминационных установок, крайних форм индивидуализма и т.п.). Без широкого принятия населением ценностей развития, невозможно говорить об эффективном формировании человеческого потенциала нации.
В рамках НЦМУ существует ещё одно важное направление исследований — это теоретико-методологическое и эмпирическое изучение концепции «Гармонично развитой и социально ответственной личности» (ГРиСОЛ). Концепция гармонично развитой личности, используемая в мировой науке с XVIII века, или всесторонне развитой личности, как она была интерпретирована во времена СССР, приобретает особую актуальность всякий раз, когда общества переходят к новому этапу социально-экономического развития.
Сейчас Россия стоит перед серьёзными вызовами в области реиндустриализации, предполагающими технологическое обновление экономики, создание новых отраслей и рынков, а также сохранение устойчивого развития страны. Для эффективного ответа на эти вызовы необходимы специфические черты личности, устойчивой к кризисным явлениям, способной к самостоятельному действию и обладающей современными компетенциями. Используемая нами трактовка человеческого потенциала как раз позволяет разрабатывать концепцию гармонично развитой и социально ответственной личности, а также предложить методику расчёта и мониторинга ГРиСОЛ, оставаясь в русле современной науки.
— А что-то из наработанного в ходе подготовки монографии уже может использоваться в качестве практических рекомендаций?
— Разумеется! Хотя основные задачи НЦМУ носят фундаментальный характер, ключевые результаты проекта выводят на ряд важных рекомендаций. Перед Россией стоит необходимость развития человеческого потенциала в различных социальных группах и на разных этапах жизненного цикла.
Главным образом, это — дети в дошкольном возрасте, особенно выходцы из неблагополучных районов и семей. Раннее развитие должно опираться не только на общенациональные институты раннего развития, но и на целевые субсидии для домохозяйств, рассчитанные на финансирование расходов семьи, направляемых на развитие ребёнка в дошкольном возрасте.
Второе — это люди, подвергающиеся дискриминации на рабочем месте — инвалиды, женщины, мигранты. Здесь должны создаваться программы, повышающие инклюзивность этих групп в экономику и общество, включая формирование соответствующих установок у работодателей и населения.
И третье — представители старшего возраста. Повышение человеческого потенциала старшего поколения предполагает переход к политике «активной старости», включающей в том числе программы переобучения для лиц старшего возраста и повышения их инклюзивности как на уровне местных сообществ, так и на общенациональном рынке труда.
Также Россия должна осознать необходимость перехода к новым принципам выравнивания монетарных неравенств между регионами. Пока получается, что если регион исторически «слабенький», то и средняя зарплата там будет очень низкая. И это существенно деформирует мотивацию людей инвестировать в свой человеческий потенциал.
Первым делом должны быть изменены подходы к определению заработной платы в бюджетной сфере. Как мы уже неоднократно отмечали, при формировании заработных плат целесообразнее ориентироваться не на средние доходы по региону, а на среднюю стоимость жизни в регионе. Это позволит сократить региональные разрывы в заработных платах учителей и врачей минимум в два раза, расширив их возможности по формированию своего человеческого потенциала.
— Давайте поговорим о группе людей старшего возраста — в каких аспектах здесь может идти развитие человеческого потенциала? Какую пользу это может принести экономике?
— В первую очередь, мы говорим об активном долголетии, которое состоит из комплекса мероприятий по расширению потенциала человека в старших возрастах. Это и превентивная работа со здоровьем, и формирование достижительной и деятельной мотивации, и развитие востребованных рынком способностей, и, соответственно, создание возможностей для реализации потенциала старшего поколения в городской и внегородской среде. Такая работа включает мероприятия на рынке труда, в том числе борьбу со стереотипами — российские работодатели до сих дискриминируют не только женщин и инвалидов, но и людей старших возрастов.
Что касается пользы для экономики, то именно развитие человеческого потенциала старшего поколения рассматривается экспертами как один из наиболее приоритетных источников заполнения структурных дефицитов на рынке труда, которые нарастают не только в России, но и в развитых странах. С другой стороны, человеческий потенциал людей старшего возраста недоиспользуется российской экономикой из-за сравнительно более низких, чем в развитых странах, показателей ожидаемой продолжительности жизни в России.
Стоит добавить, что доступных источников закрытия структурных дефицитов на рынке труда не так много. Следующий по значимости источник для России — это мигранты. Тем не менее, России ещё предстоит провести работу по созданию оптимальной системы интеграции мигрантов в общество и формированию условий для привлечения иностранных специалистов высокой квалификации в текущих реалиях.
Два оставшихся источника экспертами всерьёз не рассматриваются. С одной стороны, это студенты, а с другой — женщины, находящиеся в декретном отпуске по уходу за детьми. Если последний источник сильно ограничен по масштабу возможного эффекта, то массовое привлечение студентов на рынок труда будет приводить к выбытию молодёжи из системы третичного образования и недоинвестированию молодыми людьми в свои когнитивные навыки на важном этапе их жизненного цикла.
Третичным образованием нельзя жертвовать в современных условиях, когда страной взят курс на реиндустриализацию и развитие высоких технологий, требующих от населения долгосрочных инвестиций в свои знания и навыки. Сегодня экономический рост и устойчивость социально-экономического развития всецело зависят от инвестиций в человеческий потенциал нации.
IQ