Картотека: человеческий потенциал
Способность человека действовать самостоятельно, гибко реагировать на изменяющиеся условия, идти к намеченной цели, несмотря на обстоятельства, умение сотрудничать и другие некогнитивные навыки в современном мире стали как никогда актуальными. Они составляют важную часть человеческого потенциала — понятия, которое разрабатывается в разных научных дисциплинах. Недавно в издательстве ВЦИОМ вышла монография «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований». На основании нескольких статей исследователей из НИУ ВШЭ, опубликованных в этой монографии*, IQ.HSE рассказывает, как рассматривается человеческий потенциал в социологической, психологической и экономической оптике.
Человеческий потенциал с точки зрения социологии
Существует ли общепринятое определение понятия человеческий потенциал?
Единой трактовки данного понятия нет, все существующие его интерпретации зачастую остаются размытыми. Поэтому перед учёными стоит важная задача по концептуальной проработке понятия человеческого потенциала (ЧП). Сейчас оно постепенно появляется в дискуссиях специалистов из разных сфер — экономики, менеджмента, образования.
Что такое человеческий потенциал с точки зрения социологии?
Социология — мультипарадигмальная наука, поэтому единого представления о том, что такое «человеческий потенциал» у социологов нет. Зачастую это понятие используется метафорически, без строгой операционализации. На этом фоне в социологических дискуссиях достаточно распространена трактовка, созвучная экономической: понятие человеческого потенциала рассматривается приблизительно в тех же категориях, что и человеческий капитал.
Иными словами, это некоторый «актив» человека, который задействуется на рынке труда и за его пределами. Его основным компонентом является образование и квалификация, но содержание понятия расширяется за счёт включения личностных характеристик. К ним может относиться, например, структура ценностей, интересов и широкий круг других параметров, на которые в экономической науке редко обращают внимание. Кроме того, социологи, в отличие от экономистов, рассматривают проявления человеческого потенциала не только на рынке труда и занятости, но и в других сферах.
Какие факторы способствуют формированию человеческого потенциала?
В отличие от дискурса о человеческом капитале, факторы формирования человеческого потенциала четко не артикулируются. Есть редкие упоминания двух основных факторов формирования ЧП: система образования и семья. При этом вопрос о влиянии семьи на формирование человеческого потенциала является одним из наиболее перспективных и пока слабо изученных.
Является ли работа фактором формирования человеческого капитала?
Рабочее место в таком качестве в явном виде не обсуждается, однако имплицитно подразумевается в отношении менеджмента. Вопрос о том, какие именно характеристики рабочего места связаны с какими-либо эффектами для развития человеческого потенциала также относится к актуальным и требующим дальнейшей научной разработки.
Человеческий капитал обычно рассматривается с точки зрения положительных экономических эффектов, а насколько четко обозначены эффекты человеческого потенциала?
В публикациях о человеческом потенциале эффекты как таковые не получают глубокой концептуализации. Однако можно выделить следующие подходы:
человеческий потенциал прежде всего связан с экономическими эффектами, а также эффектами, имеющими связь с экономической сферой (например, общий национальный экономический рост, трансформация институтов труда);
человеческий потенциал связан с экономическими эффектами, а также другими эффектами, не связанными с экономической сферой (например, развитие личностных характеристик, таких как вовлеченность, самопринятие, ощущение благополучия);
содержание человеческого потенциала и его эффекты — трудноразделимые понятия (например, индивидуальное благополучие может трактоваться и как эффект человеческого потенциала, и как самостоятельный компонент).
Человеческий потенциал с точки зрения психологии
Какие работы в области психологии подробно рассматривают проблему человеческого потенциала и психологические дискуссии вокруг неё?
Это работы Дмитрия Алексеевича Леонтьева, который в начале 2000-х предложил понятие личностного потенциала (ЛП) и разрабатывал его с группой единомышленников. В своей статье о личностном потенциале он отмечает, что это понятие правомерно рассматривать в качестве проекции человеческого потенциала на плоскость психологической науки.
Что такое личностный потенциал?
Понятие личностный потенциал используется для обозначения характеристик личности, которые играют важную роль в решении жизненных задач. «Личностный потенциал как стержень личности есть то в ней, благодаря чему она способна функционировать как автономный субъект, не следуя исключительно внутренним импульсам или давлению внешней среды, прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами», — так ЛП определяет Дмитрий Леонтьев.
В каких жизненных ситуациях личностный потенциал особенно важен?
Личностный потенциал оказывается важным, когда окружающая внешняя среда не обеспечивает условий для благополучия, успешности и т.д. Если другие ресурсы не срабатывают, ЛП играет компенсаторную роль. Однако здесь не вполне применимо понятие успеха, который может быть случайным или достигаться благодаря благоприятной ситуации или приспособлению к конкретным требованиям.
На базе чего разрабатывались представления о личностном потенциале?
Существенно продвинуть конструирование представлений о личностном потенциале удалось в контексте проблемы жизнеспособности — качества личности, связанного со способностью управлять собственными ресурсами в разных ситуациях.
А какими именно ресурсами может управлять человек в разных жизненных ситуациях?
Дмитрий Леонтьев задал следующую классификацию различных видов ресурсов:
Мотивационные ресурсы — дают энергию для действия.
Ресурсы устойчивости — стабилизируют деятельность, позволяют действовать, несмотря на проблемы.
Инструментальные ресурсы — способы действия, операции для решения тех или иных проблем.
Ресурсы саморегуляции — самые специфические, позволяют гибко корректировать действия под влиянием обратных связей
Ресурсы трансформации — позволяют в ситуации, например, психологической травмы, которая дезорганизует и разрушает личность, «перезагрузиться» и выстроить на обломках трансформированной личности что-то более эффективное, нежели было раньше.
Кажется, что ресурс саморегуляции играет центральную роль, можно рассказать о нём подробнее?
Существует три ключевых вызова, с которыми человек может столкнуться в жизни: вызов неопределённости, вызов цели, которой надо достичь, вызов угрозы или давления, с которыми надо справиться, совладать, сохранив свою целостность и смысловые ориентиры. Из этих главных вызовов вытекает три главных функции саморегуляции: функция самоопределения в ситуации неопределённости, функция достижения и реализации при наличии цели, функция сохранения в ситуации давления. В результате также образуется трёхкомпонентная структура личностного потенциала, который включает потенциал самоопределения, достижения и сохранения.
Как можно измерить личностный потенциал?
Личностный потенциал — это зонтичное понятие. Его трудно однозначно соотнести с какими-либо измеряемыми переменными. В качестве кандидатур на роль таких переменных рассматривались, например, следующие характеристики: оптимизм, жизнестойкость, личностная автономия, самоэффективность, стратегия совладания, толерантность к неопределённости и т.п. Сейчас перед исследователями стоит задача разработки нового комплексного теоретически обоснованного многомерного опросника диагностики личностного потенциала.
Человеческий потенциал с точки зрения экономики
Как определяет понятие человеческого потенциала экономическая наука?
Современное определение человеческого потенциала заключается в том, что это не только возможности в сфере образования и здоровья (традиционная трактовка), но и прежде всего совокупность способностей человека, включающая некогнитивные (социальные и психоэмоциональные) и когнитивные навыки, которые дают возможность осуществления ценной для индивида деятельности и успешного взаимодействия с обществом.
Как развивалась концепция человеческого капитала в экономике?
Стоит отметить, что концепция ЧП в принципе родилась в недрах экономической науки и в основе своей была разработана именно экономистами. Одним из создателей концепции человеческого потенциала в экономике считается нобелевский лауреат Амартия Сен. Он полагал, что базовой характеристикой ЧП выступает возможность свободного выбора ценностно-ориентированных видов деятельности.
Благодаря работам Сена, появилась теория возможностей человека, которые стали новой целью экономического развития и роста. При этом в отличие от других целей — благополучия (ресурсов) и счастья — предлагающих некое финальное состояние, возможности являются скорее средством — силой, которая предполагает свободу её использования индивидом, что в свою очередь порождает ответственность.
Понимание человеческого потенциала в контексте возможностей долгое время оставалось доминирующим и сегодня считается уже классическим. Однако, начиная с середины 2000-х годов, благодаря работам другого нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, человеческий потенциал начали связывать с развитием внутренних способностей человека, с активизацией деятельностных аспектов его личности, творческого потенциала, агентности и самостоятельности.
Речь идёт о некогнитивных навыках?
Да, и при этом для каждого возраста существуют свои навыки. Некогнитные навыки формируются прежде всего в дошкольном возрасте, поэтому они являются определяющими в жизни человека, и для их формирования необходимы институты раннего развития. Речь идёт не только о современных учреждениях раннего развития, но и активном родительстве, благодаря которому происходит более эффективное развитие социальных и психоэмоциональных навыков в первые годы жизни человека.
Эффективность формирования некогнитивных навыков определяется способностью действовать в условиях непрогнозируемой неопределённости, а также с внутренними характеристиками личности, востребованными современной экономикой, например, достижительной мотивацией, упорством, способностью к кооперации с другими, коммуникативными компетенциями, психоэмоциональным самоконтролем и здоровым образом жизни, а также устойчивыми моральными качествами, эмпативностью и социальной вовлеченностью.
Некогнитивные навыки определяют когнитивные навыки, которые формируются уже в школьном и более поздних возрастах. Так, они объясняют успехи учеников и достижения взрослых, а также наблюдаемые изменения в экономическом росте как на глобальном, так и на национальном уровне.
Что понимается под активным родительством в качестве источника формирования некогнитивных навыков?
Это форма сознательного воспитания, обучения и развития эмоционального капитала, здоровья и гармоничной личности ребёнка в ранние годы его жизни (а не просто «передержка» или забота о его физическом воспроизводстве) — то, что в литературе получило название «строительные леса». Цель раннего развития — обеспечение доверия, эмоциональной поддержки, атмосферы кооперации и взаимного уважения в раннем возрасте.
Активное родительство может компенсировать даже негативное действие доходных неравенств и обеспечивать детям из менее благополучных семей эффективное формирование некогнитивных навыков, что позволит им уже во взрослой жизни добиться не меньшей продуктивности и прироста дохода, чем у их сверстников из более обеспеченных семей. Согласно эмпирическим исследованиям, обеспечение и выравнивание возможностей в форме инвестиций в развитие некогнитивных навыков может быть наиболее эффективно реализовано до 10-летнего возраста, поэтому так важно вооружить неблагополучные семьи инструментами развития способностей детей.
Какие конкретные действия на национальном уровне могли бы помочь в развитии человеческого потенциала?
Использование института целевых субсидий, финансирующих инвестиции малообеспеченных семей в раннее развитие способностей своих детей и возможностей в будущем. Подобные действия способны сглаживать социально-экономическое неравенство и снижать риски социально неприемлемых действий в будущем.
IQ
* Картотека подготовлена на основе статей из монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований»:
Сорокин Павел, Позднухова Екатерина «Человеческий потенциал: оптика социологии».
Леонтьев Дмитрий «Личностный потенциал: оптика психологии»
Сушенцова Мария, Аникин Василий «Человеческий потенциал: оптика экономики»
Дмитрий Леонтьев, главный научный сотрудник Международной лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
Мария Сушенцова, старший преподаватель департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ
Василий Аникин, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ
Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, доцент Институт образования департамента образовательных программ
Екатерина Позднухова, выпускница программы «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ