• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

«Наша главная заслуга — междисциплинарный подход к исследованиям человеческого потенциала»

Проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова — об источниках социально-экономического развития, сплоченности в обществе и важных фронтирах социальных наук

«Наша главная заслуга — междисциплинарный подход к исследованиям человеческого потенциала»

ISTOCK

17 научных дисциплин, полсотни исследователей из НИУ ВШЭ в авторском коллективе, исчерпывающий гид по существующим наработкам и новое понимание человеческих возможностей как источника развития, — такова «формула» хэндбука «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» под научной редакцией Лилии Овчаровой, Василия Аникина и Павла Сорокина. Эта монография недавно вышла в Москве в издательстве ВЦИОМ. В её основе – сотрудничество социологов, экономистов, географов, демографов, психологов, политологов и представителей других дисциплин в рамках Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр межцисплинарных исследований человеческого потенциала». О монографии и многогранном понимании человеческих возможностей IQ.HSE побеседовал с профессором Лилией Овчаровой.

Лилия Овчарова,
профессор, доктор экономических наук, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ, проректор Высшей школы экономики



Консорциум наук и подходов

— Благодаря книге «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований» читатель впервые видит энциклопедически полный подход к изучаемому феномену. Монография задаёт новые стандарты исследований человеческого потенциала. Она так и задумывалась — как комплексный гид по человеческим возможностям?

— Действительно, ключевая научная и практическая ценность этой книги заключается в том, что мы собрали вместе научные концепты и самые современные результаты исследований человеческого потенциала из разных дисциплин. Если посмотреть на первую главу монографии, то это, по сути, справочник по существующим подходам к исследованиям человеческого капитала и потенциала в различных дисциплинах. Принимая во внимание тот факт, что сегодня обостряется идеологическое противостояние по вопросам человеческого развития, в своём обзоре авторы сконцентрировались на вопросах, по которым мы фиксируем наибольший поток недостоверной информации. Это защищает сами понятия и их трактовку от непрофессионального изложения.

Данный хэндбук поможет бакалаврам и магистрам, преподавателям и исследователям, экспертам и политикам сориентироваться в информационном потоке по проблемам человеческого потенциала, который, по нашим оценкам, на 30% состоит из недостоверной трактовки результатов исследований по этой политизированной теме. Наш труд — научный справочник по человеческому потенциалу.

С более узкой группой экономистов и политологов мы задумывались о такой книге ещё до создания НЦМУ. Наработки этой команды и были положены в основу конкурсной заявки на создание междисциплинарного научного консорциума исследователей человеческого потенциала, объединяющего учёных из четырёх научных организаций.

Обосновывая направления работы будущего консорциума, на создание которого стремились на конкурсной основе получить грант, мы поняли, что масштаб междисциплинарности в исследованиях человеческого потенциала постоянно расширяется. А в образовательной и исследовательской повестке актуальна систематизация концептов и инструментов исследования человеческого потенциала. Когда конкурс выиграли и появился НЦМУ, потребовалась научная рамка для сплочения междисциплинарного научного коллектива. Сформулировав её, мы трансформировали её в первую главу монографии.

В рамочном, междисциплинарном определении человеческий потенциал — это совокупность знаний и компетенций людей, позволяющих обеспечивать благополучие, опирающееся на устойчивость и развитие — на личностном, семейном и общественном уровнях.

Добавлю, что работа Центра рецензируется Российской академией наук, и коллеги-рецензенты не раз нас спрашивали, почему именно такова композиция научных проектов, которые мы реализуем, почему этот аспект мы считаем приоритетом, а тот — нет. Это подтолкнуло нас к созданию второй главы, где авторы изложили наиболее актуальные современные результаты исследований человеческого потенциала.

Так что с точки зрения научной новизны наша главная заслуга — междисциплинарный подход к исследованиям человеческого потенциала. В команде НЦМУ представлены 17 дисциплин: социологи, экономисты, географы, демографы, нейрокогнитивисты, статистики, историки, антропологи, психологи, политологи и др. Все они стали авторами книги. Работа над хэндбуком позволила синхронизировать язык разных наук, что помогло выделить общее для всех дисциплин ядро и не утратить дисциплинарную специфику.

— В каких аспектах консенсус между представителями разных наук точно существует?

— В отношении наиболее хорошо изученных компонентов человеческого потенциала — возможностей и способностей человека. Развитие возможностей предполагает создание альтернатив, инклюзивных практик и институциональной поддержки для семей с детьми, старшего поколения и слабозащищенных социальных групп.

Развитие способностей подразумевает формирование навыков на разных этапах жизни человека. Это и общие когнитивные навыки (умение писать, считать, читать), и специфические, отвечающие технологическим опциям, — навыки программирования и анализа данных. Это и универсальные компетентности, включая самостоятельность и предприимчивость. Отмечу, что в течение всего 2023 года полсотни ведущих учёных НИУ ВШЭ работали над книгой. Её издание в конце года стало для нас новогодним подарком.

В новой системе координат

— Насколько сегодня тематика человеческого потенциала представлена в международной научной повестке?

— Это безусловный фронтир. Выводы о необходимости выработки нового понимания человека, пересмотра привычных представлений о личности (у психологов), человеческом капитале и человеческом развитии (у экономистов), возможностях индивидуального воздействия на социальные структуры (у социологов) делаются на страницах научных журналов и на конференциях в разных странах. Инициируются большие исследования в этой связи.

— Есть ли глобальные теоретические рамки, соотносящиеся с той, что представлена в монографии?

— Дисциплинарные — да. В экономике и демографии есть концепция человеческих возможностей Амартии Сена. Современная экономика рассматривает возможности с точки зрения развития способностей и внутреннего потенциала личности (Джеймс Хекман). В социологии есть теория полей стратегического действия Нила Флигстина и Дага МакАдама, а в психологии — разработки в русле деятельностного подхода и культурно-исторической теории деятельности (они восходят к идеям отечественных учёных). Но попыток обеспечить именно полидисциплинарный ракурс, подобно нашему НЦМУ, мы не видим в международном научном поле.

Сплоченность и развитие

— Книга старается ответить на новые вызовы, возникшие для человечества?

— Человеческий потенциал — давно разрабатываемая научная категория. Но сейчас, когда человечество вошло в серьёзную зону турбулентности, что связано с грандиозными технологическими изменениями и шоками последних лет — глобальной пандемией, кризисом международных отношений, радикальными демографическими сдвигами, — мы посмотрели на возможности формирования и реализации человеческого потенциала сквозь призму новых вызовов.

Понимая, какие вызовы стоят перед людьми в ближайшие годы, мы систематизировали имеющиеся знания о человеческом потенциале. Мы стремились увязать теоретические конструкции между собой, но иногда возникали развилки, связанные с новыми вызовами в истории человечества.

Так, долгое время человеческий потенциал рассматривался в конструкции индивидуального и общественного благополучия. При этом тема устойчивости уходила на периферию. Считалось, что мир устойчив, что глобальная конструкция развития, предложенная ООН, гарантирует эту устойчивость, и что главное — движение вперёд. А сейчас мы понимаем, что устойчивость — под угрозой.

Рамка, которую мы перед собой ставили, — то, как человеческий потенциал одновременно работает на развитие и устойчивость. Добавим, что устойчивость во многом обеспечивает социальная сплоченность.

Вторая тема, которая уходила на периферию, а сегодня выдвинулась во фронтир, и поэтому мы к ней обращаемся в монографии, — тема ценностей, в том числе семейных. Почему это важно? Чем более развитым становится человек, тем больше расширяются его возможности самостоятельного действия. И это хорошо! Но у любого позитивного развития, даже самого результативного, есть риски — например, рассогласованности действий. Нужно отвечать на вопрос, что «склеивает», объединяет новых образованных, эффективных, творческих людей. Наиболее действенный инструмент объединения — ценностный ряд. Это мы тоже держали в голове, когда писали монографию.

Стоит добавить, что человеческий потенциал всегда адаптируется к новым условиям развития. И во второй главе книги мы через исследования хотим показать своё видение основных рисков и возможностей для формирования и использования человеческого потенциала в новых социальных и экономических условиях.

Неисчерпаемый источник

— Человеку сейчас отводится колоссальная роль, в том числе и потому, что структуры кажутся менее устойчивыми?

— Не потому, что структуры менее устойчивы. Давайте быстро пробежимся по эволюции развития человечества через призму наращивания ресурсов роста. Сначала был аграрный период развития — доступность сельскохозяйственного производства составляла основу жизнедеятельности человека.

Затем последовательно наступили периоды индустриального и постиндустриального развития, для которых, кроме технологий и рабочей силы, первостепенную роль стали играть финансовые рынки. Но с середины прошлого века стало очевидно, что возможности использования всех этих ресурсов максимизированы, и обозначился новый источник роста — качество человеческого потенциала, который по своей значимости стал в один ряд с природными ресурсами, технологиями и инвестициями.

Отмечу, что на предыдущих этапах развития вклад человека больше определялся количеством людей, а сейчас развитие происходит во многом за счет качества человеческого потенциала.

Я не сторонник мнения, что уменьшается влияние структур и что институты «склеивания» отдельных людей и семей в общество ослабевают. Скорее, они просто становятся другими, развитие человека меняет эти структуры. Повышение значимости ценностного ряда — инструмента сплоченности — это особенность нашего времени.

Возвращаясь к рамочному определению человеческого потенциала, можно сказать, что сегодня индивидуальные возможности каждого человека — всё шире и шире. И чем они многочисленнее и разнообразнее, тем больше шансов принести пользу себе, своей семье и окружающим людям.

Консолидация ценностей и средний класс

— Расскажите о ценностях как инструменте сплоченности и их формировании?

— Ценности во многом определяют коридор наших действий во имя благополучия — то, на что ты пойдешь ради достижения благополучия индивидуального, семейного и общественного. Есть нормы, облеченные в законы и другие правила, побуждающие человека действовать в определённых рамках. Очень большая часть общественного договора регулируется ценностным рядом. И наращивание индивидуальных возможностей и способностей усиливает роль ценностей как инструмента социальной сплоченности.

Ценностный ряд формируется, во-первых, в семье, во-вторых — в системе образования и культурного общения, в-третьих, в трудовых коллективах, где человек проводит большую часть своей жизни. Третья из этих сред имеет разные модели встраивания в ценностный ряд. Так, есть страны, где приветствуется «привязка» людей к отдельной профессии и отдельному рабочему месту на долгие годы (скажем, в Японии). А есть другой пример — США, где любую мобильность — профессиональную, трудовую — считают критерием успеха. В нашей стране большей трудовой мобильностью отличается средний класс.

Я обращаюсь к теме среднего класса в разговоре про человеческий потенциал и ценности потому, что считаю его главной социальной силой развития. Сегодня не все разделяют эту точку зрения. Напротив, набирает силу дискуссия о кризисе среднего класса. А дискуссия о том, кто относится к среднему классу, — не завершена. Поэтому отмечу, что придерживаюсь концептуального подхода, согласно которому к этой социально-экономической группе относятся работники и их семьи, материальная обеспеченность, знания и компетенции которых позволяют выбирать на потребительском рынке и инвестировать в индивидуальное, семейное и общественное развитие.

Теперь — при чём тут ценности. В рамках обозначенного концепта среднего класса, абстрагируясь от некоторых особенностей, эту социально-экономическую группу можно разделить на два отряда: первый из них обеспечивает устойчивость (назовём его базовый средний класс), другой — развитие (назовем его прогрессивный средний класс).

К базовому среднему классу в первую очередь я отношу врачей, учителей, представителей силовых структур, а к прогрессивному среднему классу — тех, кто занимается созданием и продвижением новых продуктов, внедрением новых технологий, представителей творческих профессий и креативных индустрий. Причисление к среднему классу наиболее образованной и социально ответственной части общества, в совокупности со склонностью прогрессивного среднего класса к расшатыванию устойчивости за счёт созидательного разрушения, приоритезирует значимость ценностного ряда именно для сплоченности среднего класса.

Расширенное поле исследований

— Монография стала прорывом в осмыслении роли человеческого потенциала. Появится ли со временем комплексная научная дисциплина — исследования человеческого потенциала?

— Мир науки, в основном, развивался по пути дисциплинарной дифференциации. В некотором смысле мы пошли в обратном направлении от преобладающего тренда, поскольку интегрируем идеи из разных дисциплин для комплексного ответа на главные вопросы о природе человека и его потенциале в современную эпоху. Надеемся, что этот пример будет подхвачен другими научными проектами. Может появиться такая дисциплина, как «Человеческий потенциал: концепты и инструменты измерения».

Мне видится и другой путь: скорее всего, авторы книги станут мультидисциплинарными исследователями, поскольку спрос на таких учёных растёт. Книга поможет и другим исследователям продвигаться по такому набирающему популярность научному треку.

Я также ожидаю возникновения новых научных коллективов, занимающихся именно междисциплинарными исследованиями человеческого потенциала. Могут появиться научные подразделения, большие институты внутри университетов, самостоятельные академические или экспертно-аналитические структуры. Ведь новые источники роста — это прежде всего те продукты, товары и услуги, которые будут созданы человеческим потенциалом.

— Помимо ценностей, какие направления изучения человеческого потенциала будут усиливаться?

— Их пять. Во-первых, как знания и компетенции трансформируются в благополучие. Во-вторых, это вопрос о региональной и культурной дифференциации механизмов накопления и реализации человеческого потенциала. Одни и те же компоненты человеческого потенциала могут работать неодинаково в разных контекстах. Региональный фактор стоит учитывать в научных расчётах и практической политике.

В-третьих, актуален вопрос о роли семьи в формировании и развитии человеческого потенциала. В-четвёртых, значимо то, как капитализируется человеческий потенциал для старших возрастов (например, в контексте повышения пенсионного возраста), а также для молодёжи, которая сегодня активно включена в нетрадиционные формы занятости. В-пятых, это проблемы социально-экономических неравенств, которые ограничивают шансы развития способностей человека.

Архитекторы социальных конструкций

— Сегодня мы часто слышим о том, что в будущем начало XXI века станет ассоциироваться с уходом социальных наук на периферию передового научного знания. Можно ли говорить о том, что создание НЦМУ по социальной проблематике призвано противостоять этому процессу?

— Пять лет назад я разделяла данную точку зрения и объясняла это попытками глобалистов навязать миру универсальные модели социального развития. Напомню, что предшествующая глобалистическим конструкциям социального развития теория государства всеобщего благосостояния, расцвет которой ассоциируется с серединой прошлого века, наоборот, отличается серьёзными научными прорывами, которые обеспечивают страновые стратегии повышения качества жизни, отличающиеся национальным разнообразием.

Универсальные модели социального развития, воплотившиеся в цели развития тысячелетия и цели устойчивого развития, опирались на глобальные социальные институты. При этом национальные научные социальные школы стали, напротив, ослабевать. Стремление к универсализации не избежало примитивизации, которая ослабляет спрос на научное знание.

Но сегодня, когда ориентация на многополярность выводит в приоритеты социальное разнообразие, склеиваемое в солидарность ценностями, я предвижу новый всплеск развития социальных и гуманитарных наук, который усиливается необходимостью социальной адаптации к новым технологическим трендам развития.

Осознает ли российское научное сообщество приоритетное развитие социальных и гуманитарных наук как ответ на глобальные вызовы нашего времени? Однозначно ответить здесь трудно. Но тот факт, что создание консорциума «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» было поддержано в рамках национального проекта «Наука и университеты», свидетельствует об осознании этой проблемы.

Драйв передачи знаний

— Высшая школа экономики исторически является центром изучения человеческого капитала, а теперь — и человеческого потенциала. Как транслируются новые знания в этой сфере?

— НИУ ВШЭ действительно традиционно выступает драйвером инноваций в образовании и центром передовых научных разработок. И наш Центр соединяет в себе обе эти функции. На площадке НЦМУ регулярно проводятся конференции, семинары, мастер-классы. Запускаются и специальные образовательные продукты — микростепени, например, по прикладной когнитивной нейронауке. Мы продвигаем наши разработки через сайт Центра, участвуем в российских и международных форумах (Петербургский международный экономический форум, Технопром , Восточный экономический форум, Конгресс молодых учёных ) и научно-просветительских мероприятиях.

Другие инструменты продвижения — сетевые научные структуры. Например, у нас есть сеть исследователей неравенства, и складывается сеть исследователей условий для формирования и развития гармонично развитой личности.

Формат НЦМУ как консорциума, объединяющего множество учёных из разных дисциплин, подтвердил свою эффективность. А Вышка остается передовой площадкой по этому направлению. Многие вещи в рамках университета мы делаем первыми — например, выставку инфраструктурных кластеров на Ясинской международной научной конференции 2023 года. Наш Центр — живой организм. И мы стараемся оперативно отвечать на запросы общества.
IQ

 

Также читайте