«Вклад в будущее»: эксперты НЦМУ ЦМИЧП на конференции благотворительного фонда Сбербанка
Инициатор научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала», проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова представила доклад «Научная повестка «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (ЦМИЧП)». Эксперт не только рассказала участникам о деятельности и основных направлениях Центра, но и представила его ведущие научные проекты, подчеркнув, что основная цель консорциума на сегодня – создание научной экосистемы социально-гуманитарных наук будущего. Говоря о научных приоритетах, она отметила, что программа исследований, проводимых Центром, сформировалась как отклик на глобальные вызовы, и в результате сегодня она включает в себя семь важнейших научных направлений.
В первом направлении, рассказала эксперт, ученые, прежде всего, занимаются развитием теоретических концепций, связанных с человеческим капиталом и потенциалом, и их эмпирическим обоснованием. Кроме того, на площадке НЦМУ сформировалась экспертная группа, объединившая ученых из разных научных организаций, разрабатывающая концепт гармонично развитой и социально ответственной личности как основу благосостояния общества, позволяющую сочетать развитие и устойчивость. Важную роль играет и научный проект «Оценка благополучия населения и структуры бюджетов времени», созданный в рамках Центра исследований бюджетов времени НИУ ВШЭ. Он представляет собой исследование бюджета времени населения, с учетом различных аспектов (уровень занятости, распределение времени на различные виды деятельности, гендерные различия в использовании времени и многое другое).
Второе направление – демографическое, в том числе изучение долголетия. Здесь важны и концепция активного долголетия, увеличение продолжительности активной жизни, меры продления социальной и трудовой активности людей старшего возраста. Третье направление связано с занятостью и формированием ключевых навыков и компетенций. Это в основном занятость и образование. Четвертоезанимается человеком в эпоху технологических трансформаций. В рамках этого направления ученые выявили глобальные тренды и вызовы развития человеческого потенциала. Пятое– нейрокогнитивные механизмы социального поведения. И здесь эксперт привела в пример научный проект «Роль медиафрейминга в обработке информации о восприятии сообщений о нарушении социальных норм». В нем впервые было показано, что манипуляция подачей контента порождает у потребителя разные затраты на переработку информации. Это может использоваться для управления реактивностью потребителя на информацию, например, готовность поделиться этим материалом, – рассказала Лилия Овчарова.
Изучение человеческого потенциала в рамках всех перечисленных научных направлений помогает определить, какие качества и способности необходимо развивать для успешной реализации в современном мире. Эксперт подвела слушателей к мысли о том, что исследование человеческого потенциала может помочь каждому из нас лучше понять самих себя и то, как мы взаимодействуем с окружающим миром.
«Эту конференцию делает уникальной сочетание двух особенностей. С одной стороны, она опирается на широкий круг участников, включая более 20 вузов, которые ориентированы на развитие человеческого потенциала на практике. Они не только реализуют обучение педагогов, но и проводят исследования и практикуют инновационные подходы при поддержке фонда «Вклад в будущее». С другой стороны, важная особенность данной конференции состоит в том, что она ориентирована на внедрение в педагогическую практику передовых научных разработок, отвечающих мировому уровню. Именно поэтому сотрудничество между консорциумом, инициированным фондом «Вклад в будущее», и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» столь востребовано и органично», – поделилась эксперт.
Фото: Фонд «Вклад в будущее»
Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ выступил с докладом «Подходы к формированию концептуальной̆ модели оценки структуры человеческого потенциала». Он отметил важность роли образования в процессе развития человеческого потенциала, а также агентности – способности человека к проактивному («агентному») изменению, совершенствованию не только себя, но и окружающего мира. Эксперт подчеркнул, что ценностная приоритетность человека, его благополучия, самореализации (столь часто декларируемая в публичном пространстве) – выходит на первый план не случайно, но вытекает из роста объективной значимости индивидуального действия для сохранения и развития любых социальных структур, что становится возможным из-за появления принципиально новых технологических инструментов, и приводит к росту разнообразия индивидуальных стратегий на рынке. В ответ на этот вызов, государства и компании ищут способы поддержки эффективной деятельности человека в новых реалиях, в том числе с точки зрения формирования у человека всех необходимых компонентов человеческого потенциала.
Автор доклада представил три основных вида запроса на развитие нового качества человеческого потенциала: запрос на конкретные навыки, связанные с отдельными задачами, требующими проактивности (например, для действия в цифровой среде в рамках гибких форм организации работы); запрос на выстраивание человеком траектории индивидуального развития в ситуации нео-структурации, когда окружающие структуры не могут «автоматически» (то есть без активного и инициативного включения человека) обеспечить эффективную мобильность, а, значит, и индивидуальный успех человека (данный запрос характерен для основного общего образования, сферы высшего образования и обучения взрослых); и запрос на формирование в человеке способности не просто подстраиваться под изменчивые структурные условия, но и проактивно их изменять, совершенствовать. Подводя итоги, Павел Сорокин еще раз подчеркнул необходимость развития способности к самостоятельному созидательному действию как базового образовательного результата, наряду с другими. Если в классических теориях обучения деятельность являлась инструментом для когнитивного развития, то сегодня она становится не менее важным образовательным результатом.
«Подобные мероприятия выполняют очень важную роль «прямой связи» между сообществом исследователей и представителями передовой практики. Уникальность инициативы фонда «Вклад в будущее» состоит не только в ее масштабе (участники из более 20 вузов посетили мероприятие 11 декабря), но и в том, что созданное «Вкладом в будущее» сообщество преподавателей, исследователей и управленцев является наиболее подготовленным к тому, чтобы продвигать в образовательный процесс самые современные подходы и решения, включая те, которые требует достаточно «коренной» перестройки сложившихся рутин (например, связанные с развитием самостоятельности, «агентности»). Не все вузы к этому готовы, но благодаря таким мероприятиям как встречи консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», позитивные изменения в образовании становятся ближе и реальнее», – считает Павел Сорокин.
Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» учреждён ведущими исследовательскими центрами и университетами социально-экономического профиля Российской Федерации в 2020 году для проведения совместных исследований, разработки и использования методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования. Его ключевая задача – обновление системы образования страны, в том числе, посредством изменения подхода к подготовке будущих педагогов в соответствии с актуальными потребностями общества.
(Выступление экспертов организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).