• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

«Вклад в будущее»: эксперты НЦМУ ЦМИЧП на конференции благотворительного фонда Сбербанка

11 декабря 2023 года в гостинице «Вега Измайлово» в рамках исследовательского консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», созданного при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее», состоялся методологический семинар. Мероприятие прошло при участии ведущих экспертов научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

«Вклад в будущее»: эксперты НЦМУ ЦМИЧП на конференции благотворительного фонда Сбербанка

Фото: Фонд «Вклад в будущее»

Инициатор научного центра мирового уровня «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала», проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова представила доклад «Научная повестка «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (ЦМИЧП)». Эксперт не только рассказала участникам о деятельности и основных направлениях Центра, но и представила его ведущие научные проекты, подчеркнув, что основная цель консорциума на сегодня – создание научной экосистемы социально-гуманитарных наук будущего. Говоря о научных приоритетах, она отметила, что программа исследований, проводимых Центром, сформировалась как отклик на глобальные вызовы, и в результате сегодня она включает в себя семь важнейших научных направлений. 


Фото: Фонд «Вклад в будущее»

В первом направлении, рассказала эксперт, ученые, прежде всего, занимаются развитием теоретических концепций, связанных с человеческим капиталом и потенциалом, и их эмпирическим обоснованием. Кроме того, на площадке НЦМУ сформировалась экспертная группа, объединившая ученых из разных научных организаций, разрабатывающая концепт гармонично развитой и социально ответственной личности как основу благосостояния общества, позволяющую сочетать развитие и устойчивость. Важную роль играет и научный проект «Оценка благополучия населения и структуры бюджетов времени», созданный в рамках Центра исследований бюджетов времени НИУ ВШЭ. Он представляет собой исследование бюджета времени населения, с учетом различных аспектов (уровень занятости, распределение времени на различные виды деятельности, гендерные различия в использовании времени и многое другое). 

Второе направление – демографическое, в том числе изучение долголетия. Здесь важны и концепция активного долголетия, увеличение продолжительности активной жизни, меры продления социальной и трудовой активности людей старшего возраста. Третье направление связано с занятостью и формированием ключевых навыков и компетенций. Это в основном занятость и образование. Четвертоезанимается человеком в эпоху технологических трансформаций. В рамках этого направления ученые выявили глобальные тренды и вызовы развития человеческого потенциала. Пятое– нейрокогнитивные механизмы социального поведения. И здесь эксперт привела в пример научный проект «Роль медиафрейминга в обработке информации о восприятии сообщений о нарушении социальных норм». В нем впервые было показано, что манипуляция подачей контента порождает у потребителя разные затраты на переработку информации. Это может использоваться для управления реактивностью потребителя на информацию, например, готовность поделиться этим материалом, – рассказала Лилия Овчарова. 

Изучение человеческого потенциала в рамках всех перечисленных научных направлений помогает определить, какие качества и способности необходимо развивать для успешной реализации в современном мире. Эксперт подвела слушателей к мысли о том, что исследование человеческого потенциала может помочь каждому из нас лучше понять самих себя и то, как мы взаимодействуем с окружающим миром. 

«Эту конференцию делает уникальной сочетание двух особенностей. С одной стороны, она опирается на широкий круг участников, включая более 20 вузов, которые ориентированы на развитие человеческого потенциала на практике. Они не только реализуют обучение педагогов, но и проводят исследования и практикуют инновационные подходы при поддержке фонда «Вклад в будущее». С другой стороны, важная особенность данной конференции состоит в том, что она ориентирована на внедрение в педагогическую практику передовых научных разработок, отвечающих мировому уровню. Именно поэтому сотрудничество между консорциумом, инициированным фондом «Вклад в будущее», и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» столь востребовано и органично», – поделилась эксперт.

Фото: Фонд «Вклад в будущее»

Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ выступил с докладом «Подходы к формированию концептуальной̆ модели оценки структуры человеческого потенциала». Он отметил важность роли образования в процессе развития человеческого потенциала, а также агентности – способности человека к проактивному («агентному») изменению, совершенствованию не только себя, но и окружающего мира. Эксперт подчеркнул, что ценностная приоритетность человека, его благополучия, самореализации (столь часто декларируемая в публичном пространстве) – выходит на первый план не случайно, но вытекает из роста объективной значимости индивидуального действия для сохранения и развития любых социальных структур, что становится возможным из-за появления принципиально новых технологических инструментов, и приводит к росту разнообразия индивидуальных стратегий на рынке. В ответ на этот вызов, государства и компании ищут способы поддержки эффективной деятельности человека в новых реалиях, в том числе с точки зрения формирования у человека всех необходимых компонентов человеческого потенциала. 

Автор доклада представил три основных вида запроса на развитие нового качества человеческого потенциала: запрос на конкретные навыки, связанные с отдельными задачами, требующими проактивности (например, для действия в цифровой среде в рамках гибких форм организации работы); запрос на выстраивание человеком траектории индивидуального развития в ситуации нео-структурации, когда окружающие структуры не могут «автоматически» (то есть без активного и инициативного включения человека) обеспечить эффективную мобильность, а, значит, и индивидуальный успех человека (данный запрос характерен для основного общего образования, сферы высшего образования и обучения взрослых); и запрос на формирование в человеке способности не просто подстраиваться под изменчивые структурные условия, но и проактивно их изменять, совершенствовать. Подводя итоги, Павел Сорокин еще раз подчеркнул необходимость развития способности к самостоятельному созидательному действию как базового образовательного результата, наряду с другими. Если в классических теориях обучения деятельность являлась инструментом для когнитивного развития, то сегодня она становится не менее важным образовательным результатом. 

«Подобные мероприятия выполняют очень важную роль «прямой связи» между сообществом исследователей и представителями передовой практики. Уникальность инициативы фонда «Вклад в будущее» состоит не только в ее масштабе (участники из более 20 вузов посетили мероприятие 11 декабря), но и в том, что созданное «Вкладом в будущее» сообщество преподавателей, исследователей и управленцев является наиболее подготовленным к тому, чтобы продвигать в образовательный процесс самые современные подходы и решения, включая те, которые требует достаточно «коренной» перестройки сложившихся рутин (например, связанные с развитием самостоятельности, «агентности»). Не все вузы к этому готовы, но благодаря таким мероприятиям как встречи консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании», позитивные изменения в образовании становятся ближе и реальнее», – считает Павел Сорокин. 

Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» учреждён ведущими исследовательскими центрами и университетами социально-экономического профиля Российской Федерации в 2020 году для проведения совместных исследований, разработки и использования методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования. Его ключевая задача – обновление системы образования страны, в том числе, посредством изменения подхода к подготовке будущих педагогов в соответствии с актуальными потребностями общества. 

(Выступление экспертов организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).