• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Актуальные подходы к изучению детского благополучия: НЦМУ Потенциал человека на научно-практической конференции в МГППУ

23 ноября 2023 года в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) состоялась международная научно-практическая конференция «Детское благополучие: от научных исследований к практике применения в интересах детей». Мероприятие прошло в рамках Десятилетия детства при участии и поддержке Министерства просвещения РФ, Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», Консорциума исследовательских команд в области измерения детского благополучия и НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Актуальные подходы к изучению детского благополучия: НЦМУ Потенциал человека на научно-практической конференции в МГППУ

© МГППУ

Участники конференции представили результаты исследований в области благополучия детей и подростков, включая субъективное благополучие, и возможность их использования для оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства. Слушатели смогли ознакомиться с практическим применением результатов исследования, в том числе критерии благополучия ребенка в семье и школе, новые стратегии помощи различным категориям детей, а также рассмотрели этические вопросы привлечения детей к оценке качества их жизни.

 

От НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в мероприятии приняли участие директор Дирекции НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Мария Нагерняк и эксперт Центра исследований бюджетов времени НИУ ВШЭ Наталья Михайлова.В рамках Сессии #5 «Научные исследования в сфере благополучия детей» они представили доклад «Бюджеты времени в контексте изучения детского благополучия».

Фото: МГППУ

 

В рамках проведенного исследования эксперты пришли к выводу, что на данный момент существует слишком мало научных исследований о бюджетах времени детей и, более того, не существует универсального определения возраста, когда человек считается ребенком. Финансовое и материальное благополучие детей измеряется главным образом через материальное благосостояние семьи ребенка, а при дневниковом методе сбора данных по бюджетам времени в национальных обследованиях дети почти не представлены.

 

Сегодня бюджеты времени детей изучают с точки зрения образования, здоровья (физического и ментального), досуга и потребления, воспроизводства гендерных ролей. Бюджеты времени детей также включают в себя различные виды деятельности, такие как учеба, досуг, участие в детских организациях, помощь по дому и забота о здоровье. Однако, данные о бюджетах времени могут отличаться в зависимости от региона, возраста детей и других факторов.

Фото: МГППУ

 

Так, выяснилось, что, становясь старше, в будни мальчики и девочки спят меньше (-15%, -14%), у них сокращается свободное время (-17%, -23%) мальчики и девочки тратят время на общение примерно одинаково, но с возрастом у мальчиков постепенно увеличивается время общения (+167%, +21%), а девочки в среднем тратят в 1,7 раз больше времени на работу по дому, чем мальчики. В выходные дни по мере взросления девочки начинают больше времени тратить на уход за собой (+24%), а мальчики - наоборот (–7%). Время на домашнее производство увеличивается и у мальчиков, и у девочек (+70%, +70%), как и время на работу по дому (+70%, +96%).

 

Изучение бюджетов времени может помочь выявить потенциальные проблемы, которые могут повлиять на благополучие ребенка. Например, недостаточное время для отдыха или занятий, связанных с развитием социальных навыков и эмоциональной регуляции. Кроме того, бюджеты времени помогают понять, какие именно занятия способствуют развитию ребенка в различных областях, таких как обучение, эмоциональное развитие и социальные навыки.

 

В будущем эксперты планируют изучить детские и родительские депривации, связанные со временем, продолжить сбор и анализ данных о детских бюджетах времени в контексте детского благополучия и разработать инструментарий для исследования детского благополучия и детских бюджетов времени.

(Мероприятие организовано в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).