Почему классическая модель образования теряет свою актуальность?
Справочно: Эта серия трендлеттеров продолжает практику публикации с 2014 г. обзоров глобальных технологических трендов и представляет уникальную Базу глобальных трендов и вызовов в области развития человеческого потенциала. Данное исследование ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опирается на результаты Системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, опроса Дельфи (с участием более 400 ведущих иностранных и российских ученых), экспертных сессий и интервью.
К 2030 г. более 1 млрд рабочих мест в мире изменятся под влиянием новых технологий, а успешная адаптация к новым условиям на рынке труда потребует постоянного обучения (Lifelong Learning) и повышения профессиональных компетенций людей. Ожидается, что в течение ближайших 5 лет изменятся 40% основных навыков для работников, а в 20-летней перспективе для большинства рабочих мест во всех сферах основным требованием станет наличие цифровой грамотности. В настоящее время в России в программах дополнительного образования задействовано только 15% трудоспособного населения и 1% пенсионеров, тогда как в развитых странах – 40 и 5% соответственно.
Несмотря на то, что образование является одной из крупнейших отраслей, на долю которой приходится ок. 6% мирового ВВП, она существенно отстает от требований рынка труда в части цифровизации. При этом развитие цифровых технологий в сфере образования способствует значительному повышению гибкости, устойчивости и доступности обучения, реализации возможности непрерывной подготовки на рабочем месте.
К 2030 г. классическая модель высшего образования и последующей работы по специальности на протяжении жизни окончательно потеряет свою актуальность. Почти ⅔ учеников, начавших обучение в школе в 2016 г., будут работать по профессиям, которые еще не существуют.
Новый выпуск трендлеттера доступен по ссылке.
С предыдущими выпусками трендлеттеров можно ознакомиться здесь.