• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Социология техники: как прошла выездная школа НЦМУ

Центр перспективных социальных исследований Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС провел международный мастер-класс и выездную школу в рамках проекта НЦМУ. Тема этого года – «Этнографические исследования в социологии техники». В течение четырех дней участники Школы посещали лекции и семинары экспертов в области STS, анализировали социологические тексты и обсуждали собственные исследования с преподавателями Школы.

Science and Тechnology Studies (STS) – это большая, мультидисциплинарная область, в которой социологи, антропологи, историки, философы, активисты и даже художники изучают, как работают наука и технологии. В разные годы в фокусе STS были вопросы связи техники и политики, алгоритмов и данных, перформативности научного знания, роли утопии в технологическом развитии, городских исследований, гендерных аспектов производства знания, культур и политик в области технонауки и другие. Исследователи-социологи часто прибегают к качественным этнографическим методам, которые изначально появились в антропологии: включенное наблюдение, глубинные интервью, видеоанализ.

Нынешнее событие стало логичным продолжением выездной школы прошлого года. Участники много работали с теорией и введением в область STS. Они говорили про существующие подходы и направления; знакомились с разными способами прагматического чтения академических текстов; изучали, какие практики академического письма распространены сегодня; как работать с полевыми записями, принимая во внимание важность технологических объектов. В этом году организаторы решили углубиться в тему и сделали акцент на методах STS. В рамках прошедших мастер-классов участники узнали, как их можно применять на практике и как проводить исследования в этой области.

«На международном уровне STS – очень обширная и динамично развивающаяся область, но в русскоязычном пространстве она известна не так хорошо. Школа прошлого года – это попытки вовлечь студентов и молодых специалистов в эту область. Школа этого года строилась на концептуализации технической субъективности, технологически опосредованной коммуникации и фреймировании новых технологических устройств. Проще говоря, мы обсуждали то, как мы понимаем технические артефакты во взаимодействии с людьми и их роль в формировании коллективов, как описываем эту связь, концептуализируем и создаем модель технической агентности таких современных феноменов, как, например, Chat GPT», – рассказала научный сотрудник Центра социологических исследований ИОН РАНХиГС Мария Ерофеева.

Первый мастер-класс прошел в онлайн-формате. Его провел доцент кафедры прикладных социальных наук Кристиан Грайффенхаген из Гонконгского политехнического университета. Спикер затронул тему «дисциплинированного» клиента в контексте автоматизированных коммуникационных технологий в сфере обслуживания, а другие участники поделились опытом проведения видеоэтнографического исследования в полностью автоматизированных отелях самообслуживания в Китае. Важными пунктами мастер-класса стали влияние ИИ на повседневную жизнь человека, взаимодействие машины и человека, а также эмоциональная составляющая этого взаимодействия.

Второй мастер-класс был посвящен приемам аналитического чтения в цифровом формате и инструменту «ВиаТекст».

Его создатель – ассоциированный научный сотрудник Центра STS Европейского университета Андрей Кузнецов – на примере текста американского социолога Роберта Кинга Мертона Social structure and anomie показал, что такое сегментация, а также как методы STS меняют чтение социологических текстов и изучение истории и теории социологии.

Основные теоретические пункты мастер-класса таковы:

При чтении возникает множество проблем из-за того, что текст – это одновременно коммуникативный процесс и смысловая структура. Если сконцентрироваться на тексте как на процессе, то это – последовательность предложений, линейная и алгоритмическая. Алгоритм в этом смысле сближает текст с программированием: имеет значение, что идет в начале, что следует потом, а что стоит в конце. И если алгоритм сущностей нарушен, то программа не работает.

Авторы текстов выстраивают предложения в определенном порядке. Они сами должны ориентироваться в потоке предложений и управлять вниманием читателей так, чтобы те не потерялись. Для этого существуют указатели и приемы «манипуляции», которые в семиотике называются переключением (shiftings).

Сегмент – это фрагмент общей истории, который связан одной и той же сущностью через отсылки одних предложений к другим. Нас интересует переключение между этими «маленькими историями».

С программой Школы и полным списком тем и спикеров можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

Мероприятие проводилось в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (соглашение о предоставлении гранта № 075-15-2022-326).