Как социальная политика справляется с бедностью и неравенством на постсоветском пространстве
Участники сессии, под председательством Нитина Умапати (Всемирный банк) обсудили, как бедность и неравенство влияют на различные аспекты жизни в постсоветских странах, и как менялось благосостояние населения за десятилетия преобразований.
Луи Шовель, профессор Люксембургского университета, представил результаты исследования, проведенного совместно с Э. Мерфи и Дж. Сэттлс в докладе «Растущее неравенство богатства и его последствия для градиента здоровья: международное сравнение». Исследователи показали, что неравенства в уровне здоровья жителей разных стран являются результатом социально-экономического неравенства, в том числе - неравенства богатства. Однако градиент здоровья (более обеспеченные и образованные являются более здоровыми), который имеет место в западных странах, не наблюдается напрямую в России, где здоровые граждане концентрируются среди молодых профессионалов, не успевших пока накопить богатство, а также среди благополучных с точки зрения благосостояния, но имеющих сравнительно более низкие уровни доходов и образования пожилых.
С докладом «Роль налогов и социальных трансфертов в сокращении бедности и неравенства в постсоветских странах» выступила Дарья Попова (соавтор доклада - М. Матыцин). Исследователи оценили сравнительную эффективность налоговой и социальной политики в сокращении неравенства и бедности в семи постсоветских странах — Армении, Беларуси, Грузии, Киргизской Республике, Молдове, России и Украине. Авторы доклада выяснили, какие страны лидируют в борьбе с бедностью и неравенством, а какие остаются позади, а также рассмотрели налоговые системы и социальные трансферты в этих странах.
Представители НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Алина Пишняк, Елена Назарбаева и Наталья Халина выступили с докладом «Индекс многомерной бедности: адаптация для российских данных и профили бедного населения». Индекс многомерной бедности — это инструмент, позволяющий при определении бедного населения принять во внимание не только уровень доходов, но и немонетарные лишения, с которыми сталкивается население — например, проблемы со здоровьем, образованием, питанием, оплатой жилья и совершением крупных покупок. Индекс позволяет не только оценить уровень бедности, но и выделить группы населения, сталкивающиеся с наибольшим количеством лишений, а также учесть тех граждан, которые по монетарным критериям бедными не являются, однако при этом имеют низкий уровень жизни, характеризующийся множественными лишениями, не имеют возможности обеспечить себя необходимыми для жизни благами и нуждаются в социальной поддержке.
Доклад «Работает ли «туннельный эффект»? Социальная мобильность и восприятие неравенства в современной России» представителей НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Светланы Мареевой, Василия Аникинаи Екатерины Слободенюк был посвящен вопросу взаимосвязи социальной мобильности и восприятия неравенства в современной России. Исследователи отметили, что подавляющее большинство россиян продолжают считать неравенства в стране излишне высокими и несправедливыми, а противоречия между богатыми и бедными - очень острыми, и предъявляют запрос на сокращение различий в доходах. Подобные представления характерны для всех групп населения. На них не влияет даже мобильность: выяснилось, что люди, уже испытавшие улучшение своего положения или ожидающие его в будущем, не проявляют большую толерантность к неравенствам. Запрос на перераспределение формируется под влиянием нормативных представлений о справедливом общественном устройстве и его соответствии реальности, а не специфики собственного положения. Свою роль сохраняют только страхи относительно ухудшения своего положения в ближайший год.
Дарья Матвиенко представила доклад «Оптимальный уровень государственного долга и имущественного неравенства». Для того, чтобы определить оптимальный уровень государственного долга США, она рассмотрела модель с гетерогенными агентами вместо модели с репрезентативным агентом, позволяющую учесть более реалистичные распределения богатства и доходов, а также роль государства в снижении неравенства. Автор доклада пришла к выводу, что оптимальный уровень государственного долга по отношению к ВВП в США составляет от 120% до 140%.