Человеческий потенциал: подходы к изучению и измерению. Серия мастер-классов НЦМУ ЦМИЧП для студентов (и аспирантов) НИУ ВШЭ
Преподавателями выступили ведущие исследователи НЦМУ «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала», занимающиеся проблемами человеческого потенциала и молодые ученые, специалисты-практики по человеческому развитию.
В 2022 году аудиторией мастер-классов стали студенты магистратуры, а также аспиранты, обучающиеся по профилям «Государственное и муниципальное управление» и «Демография». В дальнейшем планируется провести аналогичные мероприятия для студентов и аспирантов других направлений по социальным наукам. По итогам мастер-классов участники получили сертификаты НЦМУ ЦМИЧП о прохождении курса.
18 октября 2022 года состоялся мастер-класс сотрудников рекрутинговой компании Get Experts «Стратегии поиска работы для специалистов в сфере развития человеческого потенциала: HR-менеджмента и социальной политики». Он был посвящён поиску работы и современному рынку труда. В качестве спикеров выступила команда популярной британской рекрутинговой компании, которая ушла с российского рынка в марте 2022 года, но продолжила успешно работать в России под новым названием – Get experts. Организация специализируется на подборе квалифицированных специалистов, менеджеров среднего и высшего звена на постоянные и временные проекты, аутплейсменте персонала, исследованиях кандидатов.
Анна Михеева и Наталья Малова рассказали студентам о правилах составления качественного резюме, правильной подготовке к собеседованию, важных навыках для работодателей и многом другом. Мероприятие посетило большое количество студентов сразу с нескольких образовательных программ. Мастер-класс продемонстрировал, что на студентов и будущих выпускников программ, связанных с проблематикой развития человеческого потенциала, может быть большой спрос не только в области науки, но и во многих других сферах на рынке труда.
25 октября 2022 года состоялся семинар "Научно-технологическая политика и ее влияние на развитие человеческого капитала в субъектах РФ", посвященный актуальным тенденциям в сфере кадрового обеспечения научно-технологической политики в федеральном и региональном ее аспектах. В ходе мероприятия студенты и молодые учёные выявили основные тенденции в сфере кадрового обеспечения российской науки, определили меры федеральной научно-технологической политики, способствующей развитию региональной науки, а также обсудили, какие управленческие меры на уровне региона способствуют развитию научных кадров. Семинар прошёл в формате презентации докладов и модерируемой дискуссии. Эксперты и представители ведущих вузов России обсудили ключевые вопросы научно-технологической политики в области развития человеческого потенциала и актуальные тенденции кадрового обеспечения в федеральном и региональном аспектах.
«Чтобы разрабатывать масштабные меры развития кадрового потенциала российской науки, необходимо хорошо представлять текущее положение дел. Официальная статистика по числу занятых в науке, по миграции научных кадров, по аспирантам — это ценные данные, но они описывают кадровый потенциал «широкими мазками». На семинаре мы обсуждали дополнительные источники данных, которые могут рассказать о кадровом потенциале то, что не видно в статистике» — отметила научный сотрудник Центра перспективных социальных исследований РАНХиГС, заведующая отделом наукометрического учета и анализа УНИРиБО Екатерина Львовна Дьяченко.
В качестве ключевых результатов семинара можно отметить установление более тесных рабочих контактов между специалистами в области научной политики ИОН, научными администраторами в региональных кампусах Академии и молодыми учеными из НИУ ВШЭ, а также формирование по итогам семинара экспертной площадки, которая будет способствовать обмену опытом и актуальными результатами исследований в области развития человеческого потенциала России.
15 ноября 2022 года состоялся мастер-класс «Трактовки «человеческого потенциала» за пределами экономической науки: систематизация и соотношение подходов». В качестве спикеров выступили Павел Сорокин, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, и Екатерина Позднухова,аспирант Института образования НИУ ВШЭ. В ходе мероприятия участники обсудили трактовки понятия человеческого потенциала, выяснили, как соотносятся между собой термины «человеческий потенциал» и «человеческий капитал», выявили, каковы основные факторы формирования, проявления и механизмов работы человеческого потенциала в современности.
На семинаре были затронуты два важных вопроса: «Какие разработки известных ученых недавнего прошлого и настоящего могут стать основной для нового взгляда на человеческий капитал/потенциал? Каким может быть новое понимание человеческого капитала/потенциала, включая его содержание и эффекты?» Отвечая на них,спикеры сделали акцент на важности роли образования в современном мире. Они подчеркнули не только глобальный рост систем образования, но и проанализировали ситуацию в России. Так, на сегодняшний день Российская Федерация находится на четвертом месте с точки зрения объема человеческого потенциала в мире, и при этом на сорок втором месте по параметрам использования навыков в трудовой деятельности и на восемьдесят девятом месте по доступности квалифицированных работников. Это говорит о том, что человеческий потенциал не капитализирован, и в ближайшем будущем необходимо задуматься о решении этой проблемы.
Авторы доклада обратили внимание слушателей на то, что главный запрос к человеку на горизонте ближайших лет — это запрос на самостоятельность (адепсу), то есть способность принимать решения и эффективно самостоятельно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни в ситуации выбора или отсутствия прямого принуждения и контроля со стороны внешних по отношению к человеку сил. Роль образования, в том числе предпринимательского, возрастает в ситуации неравновесия, изменений. В России для успешного необходимо сделать акцент на «агентности», самостоятельности, и адаптировать современную систему образования под актуальные проблемы и вызовы.
26 ноября 2022 года состоялся мастер-класс «Эволюция концепции человеческого потенциала в экономической науке». В качестве спикера выступил Василий Аникин, старший научный сотрудник центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ. Мероприятие было посвящено вопросам истории возникновения концепции человеческого потенциала, фундаментальным вопросам экономики, теории общественного выбора, разнице понятий «человеческого капитала» и «человеческого потенциала» и многому другому.
Говоря об истории возникновения концепции человеческого потенциала, спикер подчеркнул, что она родилась в недрах экономической науки. Ключевой фигурой был английский экономист, философ Амартия Сен, нобелевский лауреат по экономике 1998 года, который внес существенный вклад в развитие теории экономики благосостояния и теории общественного выбора. На семинаре были затронуты вопросы о существовании способа агрегирования индивидуальных предпочтений и в общественное предпочтение, измерении результатов коллективных решений и их соотношения с этикой, способах измерения экономического неравенства и о распределении благосостояния между различными обществами. В докладе подчеркивается, что в России интерес к проблематике человеческого потенциала отмечался только в середине 1990-х - начале 2000-х годов, когда в международной академической печати активно обсуждалась концепция «человеческого развития» и ее операционализация для целей международных сравнений в виде. Однако на сегодняшний день, несмотря на значительные успехи в области исследований развития человеческого капитала, всё ещё наблюдается стагнация человеческого развития.
3 декабря 2022 года состоялся мастер-класс «Как измерить человеческий потенциал? Ключевые принципы». В роли спикеров выступили Елена Карданова, директор центра психометрики и измерений в образовании, и Екатерина Орел, заведующая ПУЛ “Моделирование и оценка в высшем образовании”. В ходе мероприятия участники обсудили основные принципы измерения сложных конструктов, а также составляющие человеческого потенциала и мировой опыт измерения его компонентов.
Эксперты рассказали, какие компоненты человеческого потенциала можно измерить и какие подходы здесь возможны. В частности, речь шла об измерениях профессиональных навыков, цифровой грамотности, оценке универсальных компетенций студентов во время учебы и динамики развития человеческого потенциала в целом.
17 декабря 2022 года состоялся мастер-класс «Уметь или быть: компоненты человеческого потенциала как образовательные результаты». В роли спикера выступил Тарас Пащенко, заведующий лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ.
Семинар был направлен на приобщение студентов и молодых ученых к результатам передовых исследований, концептуальных основ оценки и измерения человеческого потенциала, экономическим и социологическим подходам к изучению человеческого потенциала и практическим занятия по техникам его измерения.
Орел Екатерина Алексеевна
Позднухова Екатерина Александровна