• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Успех не приходит в момент вдохновения: как развивать креативную экономику

Креативные индустрии, включающие производство визуальных продуктов, зрелищные мероприятия, создание компьютерных игр, сферы досуга, рекламы, могут стать дополнительным драйвером экономического развития как в столицах, так и в небольших городах. Для этого необходимо знать особенности городов, а также понимать роль креативных индустрий в новых условиях. Эти задачи обсуждались на Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика». Организатор конференции — Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Успех не приходит в момент вдохновения: как развивать креативную экономику

design-zavod.ru

Первая сессия была посвящена человеческому потенциалу креативных индустрий: образованию, навыкам и занятости.

Тюдор Рикардс (Бизнес-школа Университета Манчестера, Великобритания) представил доклад «Роль человека в инновациях: повседневное творчество и человеческий потенциал». Рикардс подчеркнул, что многие проблемы можно решить творческими усилиями, силой воображения и озарения, которое позволяет перейти на новый уровень обобщения и абстракции и объединить существующие технологии в новую систему.

Тюдор Рикардс

Важно воспринимать новые идеи, не бояться применять новые инструменты. Рикардс привел собственный пример: он преодолел свой творческий кризис, попробовав создавать подкасты. Обучение новым методам вернуло ученому активность. «Моя жизнь превратилась в открытия», — сказал Тюдор Рикардс.

Современным людям важно понимать творческие процессы, изучать их восприятие писателями и учеными, поскольку именно творчество становится основой крупных достижений в науке и индустрии, позволяет реализовать масштабные проекты.

«Успех не приходит в момент вдохновения, он становится результатом идей, подготовленных в течение многих дней многими членами сообщества. Однако индивидуальные усилия приводят к широким изменениям, лидер должен поддерживать творчество среди сотрудников своей команды», — подчеркнул британский ученый. Он полагает, что ученые и творческие люди располагают уникальной возможностью развивать себя через собственный опыт и одновременно развивать окружающих.

Заместитель директора Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ ВШЭ Анна Демьянова представила доклад «Четыре мира сотрудников творческих профессий: роль уровня образования и соответствия между работой и образованием».

Анна Демьянова

«Креативные отрасли — двигатель будущего роста и развития. Как показывает опыт Европы и США, они получили дополнительные стимулы роста благодаря технологическому развитию и цифровизации», — сказала Анна Демьянова.

Занятость в креативных профессиях чаще всего определяется как «креативный трезубец»: это занятые в творческих профессиях в креативной сфере, занятые в творческих профессиях вне креативной отрасли, а также технический и вспомогательный персонал в креативных отраслях.

Авторы доклада изучали занятость по 38 группам профессий, в том числе IT, видеоигры, реклама, мода, музыка (по данным обследований рабочей силы Росстата за 2017–2021 годы). Для изучения навыков была использована выборка выпускников средних специальных и высших учебных заведений, где Росстат использовал методологию МОТ.

В 2021 году в креативных индустриях в России работали 2,7 млн человек, то есть 3,8% занятых в экономике. По этому показателю наша страна опередила США (3,3%), но уступила Великобритании и Италии, где в них заняты свыше 6%. Общее число занятых в творческих профессиях в России в 2017–2021 годах выросло с 2,6 до 3,8 млн и достигло 4,7% общего числа работающих. Около 25% российских креативщиков работают в маркетинге и продажах, 19% — разработчики и программисты, 4,5% заняты в дизайне одежды и обуви.

Уровень образования занятых в креативных отраслях сильно колеблется. В постиндустриальных профессиях (специалисты по маркетингу, дизайну одежды и обуви, а также программисты и аналитики) и в сфере культуры (писатели, журналисты, музыканты, а также работающие в индустрии кино и в театре) доля работников с высшим образованием превышает 75%. А в таких творческих профессиях, как художники, фотографы, дизайнеры интерьера, и среди работающих в традиционных ремеслах она существенно ниже — 15,4 и 29,3% соответственно.

Креативная экономика в основном сосредоточена в 8 регионах России, причем примерно 30% всех работников творческих профессий находится в Москве и Петербурге. Творческие индустрии работают и в провинции: например, в Костромской и Смоленской областях и в Дагестане.

На сессии также были представлены доклады Огюза Демира (Стамбульский университет коммерции) «Цепочки создания ценности в креативных индустриях и человеческое творчество» и директора Центра креативной экономики факультета городского и регионального развития (ФГРР) ВШЭ Татьяны Абанкиной «Формирование сквозных образовательных траекторий: от поддержки талантов до формирования креативных профессиональных компетенций».

Модератор сессии, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман, отметил, что представленные доклады посвящены изучению человеческого потенциала и управления креативными индустриями. «Мне кажется, эти вопросы актуальны не только в России, они будут полезны для экспертов, исследователей и представителей органов власти», — подытожил Михаил Гершман.

Вторая сессия — «Изучение креативного потенциала регионов» — началась с доклада научного сотрудника Центра «Российская кластерная обсерватория» ВШЭ Виктории Шубиной «Методические подходы к оценке уровня развития креативных индустрий в регионах России». Модератор сессии, ведущий эксперт Российской кластерной обсерватории Виктория Боос, отметила, что сложившиеся креативные сектора есть в 15 городах, где распространено не менее трех творческих специализаций, при этом хотя бы одна специализация есть в 46 регионах страны.

Виктория Боос

Методический подход включает расчет 70 показателей. Часть из них основана на официальной статистике, для расчета других используются данные финансовой отчетности организаций, открытые данные министерств и различных конкурсов и премий в сфере культуры и креативных индустрий, рассказала Виктория Шубина. Особое внимание она уделила важности показателей социально-экономического развития регионов, их образовательному и культурному потенциалу.

Виктория Боос добавила, что развитие креативных индустрий во многом зависит от финансирования культуры и развития образования. Расходы на культуру в регионах колеблются от 1 до 3,5% ВРП, на образование — от 7 до 32%. Регионы находятся в неравных стартовых условиях из-за разного уровня урбанизации, доходов, расходов на образование и накопленного исторического и культурного капитала. Важно использовать все преимущества регионов с богатой историей и отдаленных территорий, жители которых восприимчивы к новым тенденциям и охотно пользуются новейшими технологиями и коммуникациями.

Заместитель директора Института исследований культуры ФГРР ВШЭ Александр Сувалко представил новую аналитическую разработку — «Индекс культурного капитала российских городов». В сравнении с разработками Российской кластерной обсерватории для этого индекса более характерна опора на особенности культурного потребления жителей региона.

Доцент Томского государственного университета Ирина Антонова свое выступление назвала «Креативная реиндустриализация городов второго эшелона: понятие, эффективность, спилловер». 

Ирина Антонова вместе с коллегами изучала развитие креативных индустрий в традиционных промышленных городах Кемеровской, Свердловской, Томской и Челябинской областей, а также Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Под городами второго эшелона подразумевались преимущественно вторые и третьи по численности населения города региона, являющиеся крупными промышленными центрами. 

Исследование показало, что сохранение сильной моноотрасли в городе негативно влияет на рост выручки креативных индустрий, но в то же время связано с их высокой фондоемкостью. Объяснить это можно тем, что креативная реиндустриализация отчасти происходит по инициативе уже существующих бизнесов, которые для улучшения своей репутации создают креативные кластеры и туристические дестинации.

Ирина Антонова также отметила, что туризм далеко не всегда становится креативной индустрией, где путешественникам предлагается разнообразное индивидуализированное времяпрепровождение, в том числе мастер-классы и разные варианты релаксации. В местах, где туризм сосредоточен на одном-двух типах отдыха, он остается скорее сервисом.

Руководитель структуры по поддержке креативных индустрий при Центре развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге Вероника Протасова подтвердила наличие запроса со стороны органов исполнительной власти на аналитику в сфере креативных индустрий. По ее словам, наиболее интересные сферы — это аналитика по самозанятым и изучение креативного профиля внутригородских районов.

Международная научная конференция «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика» проводится в рамках Десятилетия науки и технологий в России и деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».

Дата публикации: 30.11.2022

Автор: Павел Аптекарь

Статья с сайта HSEdaily