Климатический сдвиг: в России быстро теплеет, и к последствиям этого нужно готовиться уже сейчас
Темпы потепления климата в России, особенно в арктической зоне, существенно выше среднемировых, подчеркивают авторы дайджеста. Изменения климата позволяют снизить затраты энергии на отопление зимой, уменьшается негативное влияние низких температур на здоровье, улучшаются условия для ведения сельского хозяйства (при достаточном увлажнении). Кроме того, они благотворно сказываются на росте лесов. Одновременно изменения климата порождают водный кризис в южных регионах, в том числе создают проблемы доступа к питьевой воде. Более жаркая и сухая погода повышает риск лесных пожаров и риск смертности для пожилых людей, а также для людей с хроническими заболеваниями и детей младшего возраста.
Риски, связанные с изменениями климата, по-разному проявляются в регионах России, что объясняется природно-климатическими условиями; структура территориальной экономики и практики природопользования также влияют на условия жизни населения.
Николай Куричев
Как пояснил HSE Daily руководитель авторского коллектива дайджеста Николай Куричев, декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня рек вследствие изменений климата на севере и северо-востоке России создают значительные угрозы для инфраструктуры транспорта и добычи полезных ископаемых. Эти риски могут быть компенсированы своевременными мерами адаптации. Необходимые инженерные решения существуют, вопрос в качестве мониторинга угроз и своевременных вложениях. Еще один риск — разрушение берегов, состоящих изо льда и замерзших пород, из-за повышения температур (термическая абразия).
Ученые исследовали распределение населения России во второй половине XX — начале XXI века по зонам природно-климатической комфортности. Используя методику, разработанную Институтом географии РАН, авторы рассчитали интегральные оценки комфортности/дискомфортности природно-климатических условий жизни населения на территории России с учетом зональных факторов их комфортности. К таким факторам относятся: продолжительность дня и ночи; ультрафиолетовая недостаточность/избыточность; холодовой (сумма отрицательных температур воздуха, продолжительность периода с температурой ниже –30 °С и отопительного периода); мощность сезонно-талого слоя; тепловой (продолжительность безморозного периода, сумма температур за период с устойчивыми показателями выше +10 °С); увлажненность территории. Учитывали также азональные факторы: абсолютная высота местности; заболоченность; подверженность стихийным бедствиям.
В процессе исследования территория России была разделена на 7 природно-климатических зон: наиболее благоприятную, благоприятную, условно благоприятную, условно неблагоприятную, неблагоприятную, очень неблагоприятную и абсолютно неблагоприятную, поясняют авторы дайджеста.
Итоговая оценка климатической комфортности в регионе в разные периоды в большей степени учитывает плотнонаселенные территории, в меньшей — малонаселенные. По расчетам авторов, в 2010-х годах по сравнению с 1961–1990 годами доля территорий с благоприятными условиями в России увеличилась вдвое, с 7 до 14%. Одновременно сократились зоны с абсолютно неблагоприятными условиями (с 23 до 7%) и неблагоприятными условиями (с 19 до 12%). Потепление смягчило один из ключевых факторов дискомфорта большей части территории России — холод. Одновременно экстремальность климата, проявившаяся в 2010-е годы в серии засух, ухудшила ситуацию на юге Европейской России и в Поволжье. В этих регионах изменения климата негативно повлияли на условия жизни. Зона наибольшей комфортности на территории России уменьшилась с 2 до 0,4%.
Изменение природно-климатических условий в постсоветский период затронуло десятки миллионов человек. Население в наиболее неблагоприятных зонах заметно сократилось вследствие того, что часть регионов перешла в категорию более благоприятных зон, а также из-за оттока населения почти из всех северных регионов, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа. На Урале, юге Западной Сибири и Дальнего Востока 19 регионов с суммарным населением 14,4 млн человек перешли из условно неблагоприятной в условно благоприятную зону. Одновременно плотнонаселенные регионы юга Европейской России с суммарным населением 14 млн человек стали относиться не к наиболее благоприятной зоне, а к благоприятной, говорится в дайджесте.
Влияние климатических изменений на распределение населения по зонам комфортности заметно опережает сдвиги в расселении. Изменения климата за 30 лет повлияли на условия жизни более чем 30 млн человек. Сдвиги в размещении населения (прежде всего миграционные) вызвали рост населения благоприятной зоны (столичные агломерации, юго-запад европейской части России) на 7,3 млн человек. Концентрация населения в благоприятной и условно благоприятной зонах в 2011–2020 годах достигла почти 90% его общей численности.
К 2050 году на большей части территории России природно-климатические условия из-за потепления климата станут более благоприятными, уязвимость населения несколько снизится. Но этот тренд касается прежде всего слабозаселенных регионов севера и востока страны, где малочисленное население продолжает сокращаться. Улучшение естественных условий жизни в северных и восточных регионах не останавливает миграционный отток, утверждают исследователи.
В то же время будет расти уязвимость населения, инфраструктуры и отраслей экономики для экстремальных природно-климатических явлений. На севере страны наиболее остро стоит угроза разрушения инфраструктуры из-за таяния вечной мерзлоты. В Сибири обостряется опасность лесных пожаров, вызывающих сокращение лесного покрова, разрушение инфраструктуры и создающих угрозу для жизни человека.
В южных регионах европейской части России с наиболее благоприятными природными условиями и высокой концентрацией населения и экономики природно-климатические условия будут ухудшаться. Основной тенденцией пространственного развития России в постсоветский период был сдвиг населения и экономики на юг и запад, а также в крупнейшие городские агломерации, которые оказались наиболее подвержены негативным последствиям изменений климата.
Концентрация населения в регионах с наиболее активным миграционным притоком, а это Московская и Ленинградская области, Краснодарский край и Крым, и в районах, прилегающих к крупным агломерациям, существенно увеличивает антропогенную нагрузку. В российских реалиях это порождает шлейф негативных экологических последствий: расползание застройки приводит к разрушению экологического каркаса территорий, загрязнению воздуха, воды и почвы, а на юге — к возникновению дефицита воды, пояснил Николай Куричев.
Все это означает, что изменения климата следует учитывать в стратегиях развития регионов и схемах территориального планирования. Эти документы должны сочетать перспективную динамику численности населения с учетом миграций, изменения природных условий и инфраструктуры, например следует планировать вложения в охрану и приумножение природных ресурсов. В первую очередь это относится к южным регионам, где текущие тренды через несколько десятилетий могут привести к острому экологическому кризису, в первую очередь к водному. «Нужно думать, как создавать стимулы для жизни населения на территориях, которые будут благоприятны для жизни не только сейчас, но и через 20–30 лет», — считает Николай Куричев.
Изменения климата стали необратимым процессом, поэтому вне зависимости от проводимой климатической политики по снижению выбросов парниковых газов необходима адаптация к глобальным изменениям климата со стороны ключевых отраслей экономики, городов, инфраструктуры, отмечают авторы дайджеста.
Они предлагают подготовить качественные планы адаптации к климатическим колебаниям на федеральном, корпоративном и региональном уровнях, детально разрабатывать эти документы с применением передовых методик, включить в федеральные, региональные и городские системы стратегического планирования территориально дифференцированные оценки уязвимости для изменений климата.
Авторский коллектив: декан факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Николай Куричев (руководитель), старший научный сотрудник лаборатории климатологии Института географии РАН Вера Виноградова, ведущий научный сотрудник отдела социально-экономической географии этого института Ольга Глезер, младший научный сотрудник Александр Шелудков.
Автор: Павел Аптекарь
Статья с сайта HSEdaily