Как помочь детям-инвалидам? Инициатор НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» Лилия Овчарова предложила решение
Лилия Овчарова рассказала, что сегодня в России живет около 671 тысячи детей-инвалидов, причем за последние шесть лет их численность увеличилась на 110 тысяч. Есть и другая категория — дети с ограниченными возможностями здоровья. Однако статистики по этой группе нет, отмечает проректор ВШЭ.
Чаще всего причинами инвалидности являются:
-
психические расстройства и расстройства поведения — 26%
-
болезни нервной системы — 19%
-
врожденные аномалии (пороки развития), деформация и хромосомные нарушения — 17%
-
болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ — 10%
В совокупности эти основания покрывают более 70% всех причин инвалидности среди детей.
Лилия Овчарова напомнила об ограничениях, с которыми сталкиваются дети-инвалиды: нарушение психических, нейромышечных и скелетных, языковых и речевых, а также сенсорных функций, нарушение пищеварительной и эндокринной системы.
Лилия Овчарова на пленарной сессии ВЭФ «Здоровье детей: повышенная эффективность оказания медицинской помощи».
Михаил Киреев
Как же помочь таким детям быть такими же гражданами, как и остальные? Профессор Овчарова считает, что повысить качество жизни детей с такими ограничениями может комплексный мультидисциплинарный подход: помощь не только медицинских, но и социальных работников, педагогов и психологов.
Однако реализовать такую помощь не так просто: необходимых специалистов зачастую не хватает, а представители сторон не всегда готовы делиться выделенными средствами друг с другом. Лилия Овчарова отметила, что необходимо преодолевать межведомственные барьеры: делиться финансами, территорией и компетенциями. Это можно сделать при помощи нормативно-правовых актов, а также привлечь для решения этих вопросов некоммерческие организации.