Эксперты НИУ ВШЭ провели третью серию мастер-классов по человеческому потенциалу
Экспертами Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» была организована третья ежегодная серия образовательных мастер-классов по человеческому потенциалу. В этом году в мастер-классах приняли участие не только студенты и аспиранты из НИУ ВШЭ, но и Уфы и Ташкента. Таким образом, в этом году мероприятие получило статус «Международного».
Серию открыл старший научный сотрудник центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, руководитель научного направления НЦМУ Василий Аникин с мастер-классом «Эволюция концепции человеческого потенциала в экономической науке». Он рассказал о теории благосостояния и общественного договора, о стагнации человеческого развития и недоиспользовании человеческого потенциала и о трансформации человеческого потенциала в капитал.
Продолжили серию научный руководитель центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ Елена Карданова и директор центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, член рабочей группы Ксения Тарасова. В рамках своего совместного мастер-класса «Как измерить человеческий потенциал? Ключевые принципы» они представили основные принципы измерения сложных конструктов и составляющие человеческого потенциала, а также мировой опыт измерения компонентов человеческого потенциала.
Следующий мастер-класс заведующего лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, руководителя научного проекта НЦМУ Тарас Пащенко «Уметь или быть: компоненты человеческого потенциала как образовательные результаты» был посвящен теории куррикулума и образовательным результатам, конструктивному согласованию, рассмотренному в качестве одного из подходов к проектированию учебных занятий, а также универсальным компетентности и новой грамотности как компонентам человеческого потенциала.
Затем заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ ВШЭ, руководитель научного проекта НЦМУ Павел Сорокин и научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, член рабочей группы НЦМУ Александр Тимофеев в своем совместном мастер-классе «Человеческий потенциал в условиях нового миропорядка: концептуальное осмысление с учетом актуальных трендов и вызовов» рассказали об актуальности понятия «человеческий потенциал» в современном мире, о соотношении человеческого потенциала и человеческого капитала, о выходящих на первый план компонентах, механизмах развития и эффектах человеческого потенциала.
Затем заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ и руководитель научного проекта Мария Нагерняк, эксперт Центра исследований бюджетов времени Института социальной политики НИУ ВШЭ, член рабочей группы научного проекта НЦМУ Наталья Михайлова и младший научный сотрудник центра исследований бюджетов времени Института социальной политики Сергей Тер-Акопов представили свой доклад «Структура бюджетов времени в контексте оценки благополучия населения». Они рассказали, как используют время россияне и жители других стран, что структура бюджета времени может рассказать о благополучии населения и о балансе работы и личной жизни как важном аспекте благополучия населения.
Следующий доклад представил ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра экономической и социальной истории РАНХиГС, член рабочей группы научного проекта НЦМУ Дмитрий Диденко. Свой доклад «Человеческий капитал и неравенство доходов в России в XIX – начале XXI вв.» он посвятил экономическому неравенству с точки зрения теории человеческого капитала и рассказал об индикаторах этого явления, о дифференциации оплаты труда и неравенстве доходов, о динамике показателей неравенства в России и о прогнозных оценках дифференциации оплаты труда.
Серия завершилась докладом старшего научного сотрудника Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, руководителя научного проекта НЦМУ Александры Божечковой. Ее мастер-класс «Анализ влияния человеческого капитала на технологическое развитие и экономический рост РФ» был посвящен вопросам человеческого капитала в современных экономических исследованиях и в моделях экономического роста. Она рассказала о человеческом капитале в современных экономических исследованиях, о новейших оценках влияния человеческого капитала на экономический рост в развитых и развивающихся странах, об анализе тенденций развития человеческого капитала в регионах России и о роли образования в экономическом развитии.
Слушатели особо отметили актуальность презентаций, использование современных методов исследования и измерения и наличие иллюстрированного материала.
Мастер-классы организованы в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
Координаторы серии мастер-классов Ольга Ворон и Наталья Кузнецова
Тимофеев Александр Аркадьевич