Разработка и первичная апробация элементов инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения
Команда проекта:
Научная рамка исследования
Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования
Год реализации: 2021
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Изучение роли участия молодежи в дополнительном образовании, общественных объединениях, социальных и бизнес-проектах для образовательных траекторий и профессионально-карьерных планов является необходимым условием для понимания вклада образования в формирование «агентности» (и, в частности, предпринимательских умений) как одного из важнейших компонентов человеческого потенциала.
В рамках данного проекта изучается опыт школьников, а также студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в формальном и неформальном секторе с особым акцентом на траектории, связанные с технологическим предпринимательством и социальными проектами.
Цель проекта
Разработка и апробация инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения предпринимательству и поддержки социального активизма.
Задачи проекта
- Разработка методики идентификации обучающихся, демонстрирующих проявления «агентности»
- Составление портретов типичных траекторий школьников, вовлеченных в проектную деятельность, а также студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в зависимости от их индивидуальных характеристик, а также в зависимости от характеристик образовательной программы и других факторов
- Разработка рекомендаций для улучшения содержания инициатив по вовлечению школьников в проектную занятость и курсов/программ обучения предпринимательству на основании полученных данных о характеристиках траекторий выпускников
Ключевые результаты
Разработана методика идентификации обучающихся (как школьников, так и студентов вузов), демонстрирующих проявления «агентности».
Составлены портреты типичных траекторий школьников, студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в зависимости от их индивидуальных характеристик, а также в зависимости от характеристик образовательной программы и других факторов. На основании полученных данных о характеристиках траекторий разработаны рекомендации для улучшения содержания курсов/программ обучения предпринимательству выпускников (с акцентом на технологический вид предпринимательства):
- при разработке курсов и программ по обучению предпринимательству (в формальном и неформальном секторе) делать упор на практики, связанные с взаимодействием с реальными предпринимателями и в целом практикой предпринимательства в «реальном мире» (то есть за пределами стен учебного заведения)
- строить обучение через практику/стажировки в компаниях, занимающихся «поточным» технологическим предпринимательством
- делать акцент на практики, которые мотивируют и вдохновляют учащихся на самостоятельную работу, активнее использовать индивидуальные консультации, а также работу в командах
Две модели реализации агентности
Публикации
Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Сорокин П. С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3. С. 116-134. doi
Об исследовании простым языком
Как сделать обучение предпринимательству эффективным?
Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?