• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Разработка и первичная апробация элементов инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения

Руководитель

Сорокин Павел Сергеевич

Научная рамка исследования

Исследование проводилось в рамках научного проекта НЦМУ 3.1.3 Человеческий потенциал: эффекты и отдача от образования

Год реализации: 2021

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Изучение роли участия молодежи в дополнительном образовании, общественных объединениях, социальных и бизнес-проектах для образовательных траекторий и профессионально-карьерных планов является необходимым условием для понимания вклада образования в формирование «агентности» (и, в частности, предпринимательских умений) как одного из важнейших компонентов человеческого потенциала.

В рамках данного проекта изучается опыт школьников, а также студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в формальном и неформальном секторе с особым акцентом на траектории, связанные с технологическим предпринимательством и социальными проектами.

Цель проекта

Разработка и апробация инструментария для исследования проявления «агентности» среди учащихся (школьников и студентов), включая вопросы обучения предпринимательству и поддержки социального активизма.

Задачи проекта

  1. Разработка методики идентификации обучающихся, демонстрирующих проявления «агентности»
  2. Составление портретов типичных траекторий школьников, вовлеченных в проектную деятельность, а также студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в зависимости от их индивидуальных характеристик, а также в зависимости от характеристик образовательной программы и других факторов
  3. Разработка рекомендаций для улучшения содержания инициатив по вовлечению школьников в проектную занятость и курсов/программ обучения предпринимательству на основании полученных данных о характеристиках траекторий выпускников

Ключевые результаты

Разработана методика идентификации обучающихся (как школьников, так и студентов вузов), демонстрирующих проявления «агентности».

Составлены портреты типичных траекторий школьников, студентов и выпускников программ обучения предпринимательству в зависимости от их индивидуальных характеристик, а также в зависимости от характеристик образовательной программы и других факторов. На основании полученных данных о характеристиках траекторий разработаны рекомендации для улучшения содержания курсов/программ обучения предпринимательству выпускников (с акцентом на технологический вид предпринимательства):

  • при разработке курсов и программ по обучению предпринимательству (в формальном и неформальном секторе) делать упор на практики, связанные с взаимодействием с реальными предпринимателями и в целом практикой предпринимательства в «реальном мире» (то есть за пределами стен учебного заведения)
  • строить обучение через практику/стажировки в компаниях, занимающихся «поточным» технологическим предпринимательством
  • делать акцент на практики, которые мотивируют и вдохновляют учащихся на самостоятельную работу, активнее использовать индивидуальные консультации, а также работу в командах

Две модели реализации агентности

Публикации

Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Сорокин П. С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 3. С. 116-134. doi

Об исследовании простым языком

Как сделать обучение предпринимательству эффективным?

Как инновации могут помочь в изучении потенциала человека?