На что россияне тратят свои «бюджеты времени»?
Для изучения изменений, происходящих в повседневной жизни людей, исследователи зачастую опираются на данные распределения времени. В международной практике эти данные также широко применяются в составе комплексных оценок качества жизни и благополучия.
Авторы исследования (Наталья Воронина, Мария Нагерняк, Наталья Михайлова, Сергей Тер-Акопов) выявили, что в 2022 году в будние дни взрослые россияне больше всего времени тратили на оплачиваемую работу (в среднем 8 часов 14 минут), сон (в среднем 7 часов 7 минут), домашние и семейные дела (в среднем 2 часа 59 минут). Чтение и просмотр новостей и сообщений в Интернете отнимали у россиян в среднем 2 часа 10 минут, просмотр телевизора – в среднем 2 часа 6 минут в день. На свободное время и любимые занятия у россиян уходило в будни в среднем 2 часа 19 минут.
В выходные взрослые россияне, помимо сна, тратили больше всего времени на домашние и семейные дела (в среднем 4 часа), просмотр телевизора (в среднем 2 часа 55 минут) и чтение сообщений и новостей в Интернете (в среднем 2 часа 40 минут), а также оплачиваемую работу (в среднем 2 часа 50 минут).
Как и во многих странах мира, в России наблюдаются различия между тем, как мужчины и женщины распределяют свое время. При этом максимальный гендерный разрыв наблюдается в сфере домашнего труда и ухода за детьми: на это женщины в России тратят в 2 раза больше времени, чем мужчины. Это соответствует среднему по странам ОЭСР.
Улучшение баланса между работой и личной жизнью (work-life balance) становится одним из приоритетов развития социальной политики. В этой сфере для России характерно то, что около 60% работающих в той или иной степени отмечают размытие границ между рабочим и нерабочим временем. При этом, большинство работающих россиян (77%) готовы работать больше, чтобы получать более высокую зарплату, и не готовы (73%) зарабатывать меньше, чтобы иметь больше свободного времени.
В среднем россияне гипотетически готовы увеличить продолжительность времени работы на 2 часа при увеличении личного заработка на 40%, а вот ради двух дополнительных часов свободного времени в день россияне готовы пожертвовать в среднем только 9% заработка.
Исследование НЦМУ ЦМИЧП НИУ ВШЭ основано на данных выборочного онлайн-опроса «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени», проведенного НИУ ВШЭ в 2021 и 2022 гг. Опрошенные – жители России от 18 лет и старше, имеющие доступ к Интернету. Размер выборки опроса в 2021 году составил 5000 человек старше 18 лет, имеющих доступ к Интернету, и 4299 человек в 2022 году.
Метод изучения бюджетов времени имеет большой исследовательский потенциал и важен с точки зрения получения научно обоснованных знаний о повседневной жизни людей как внутри страны, так и на уровне международных сопоставлений.
Руководитель проекта «Научный дайджест НЦМУ ЦМИЧП» – Ольга Ворон.
Новый выпуск научного дайджеста доступен по ссылке.