НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

7.2.4 Научный проект «Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования»

МГИМО

Мамонов Михаил Евгеньевич
Руководитель

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Исследования показывают, что снижение профессиональных барьеров для женщин может привести к повышению экономического роста за счет более полного использования человеческого потенциала в той или иной стране. Один из ведущих ученых в области гендерного неравенства М. Бертран выделяет две основные причины гендерного разрыва (gender gap) на рынке труда в настоящий момент: 1) гендерные различия в выборе образования; 2) отрицательные последствия материнства на рынке труда для женщин и отсутствие таких последствий у мужчин.

Одна из возможных причин гендерного неравенства – гендерные нормы и стереотипы, согласно которым в семье мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. Женщины могут скрывать свои амбиции, тем самым лишаясь карьерных выгод, ради того, чтобы быть привлекательными для мужчин.

Научный проект «Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования» сфокусирован на изучении возможных причин различного выбора специальности у мужчин и женщин на примере России, а также на изучении социальных норм, гендерных стереотипов и ролевых моделей в объяснении низкого числа женщин в специальностях STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics)

Цель проекта:

Определение влияния гендерных стереотипов и социальных норм на различия в выборе профессии женщинами и мужчинами на примере России

Задачи проекта:

  1. Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования – эффекта гендерных норм на последующий выбор специализации в старших классах школы 
  2. Изучение влияния желания быть привлекательными для противоположного пола на амбиции у женщин и изучение влияния ролевых моделей на увеличение интереса к специальности STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) у женщин

Ключевые результаты

2020 г.

Разработан предварительный дизайн эксперимента в среднеобразовательных школах, посвященного опросам учащихся старших классов на предмет гендерных стереотипов и решения о выборе инвестиций в образование

2021 г.

Проведен анализ связи между гендерными нормами, уровнем образования, видом деятельности и уровнем благосостояния, рассчитан индекс гендерных ролей (gender role index) и его распределение по регионам, возрасту, уровню образования, доходу и виду деятельности респондентов

Конференции

  1. Международный исследовательский семинар (воркшоп) 1st Moscow International Workshop Applied Research in Labor Economics and Human Capital (МГИМО МИД России, 12-13 ноября 2021 г.)