• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

4.4.1 Научный проект «Воспроизводство человеческих ресурсов в сфере науки и технологий: подготовка, привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров»

Шматко Наталья Анатольевна
Руководитель

Период реализации проекта

2020-2022

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Ускорение производства научных результатов и инновационных продуктов связано с ростом численности специалистов высшей научной квалификации, обладателей ученых степеней. Данная категория специалистов включает работников, профессионально занимающихся производством научных знаний, разработкой новых технологий. Вопросы обеспечения объемов и темпов подготовки таких специалистов стоят на повестке научно-технической политики многих стран и международных организаций. Исследования человеческого потенциала в сфере науки и технологий направлены на решение проблем воспроизводства человеческих ресурсов в этой сфере, на анализ профессиональной карьеры специалистов высшей научной квалификации с учетом происходящих технологических изменений (в том числе цифровой трансформации экономики и общества), а также на выявление факторов, определяющих спрос и предложение исследовательских компетенций на рынке труда.

Научный проект «Воспроизводство человеческих ресурсов в сфере науки и технологий: подготовка, привлечение и закрепление высококвалифицированных кадров» фокусируется на вопросах повышения привлекательности научной карьеры в России для молодых исследователей и ведущих российских ученых

Цель проекта:

Формирование модели воспроизводства высококвалифицированных кадров сферы науки и технологий и оценка перспективного спроса на исследовательские компетенции в условиях технологической трансформации экономики

Задачи проекта:

  1. Формирование концептуальных рамок анализа национальных систем воспроизводства кадров в сфере науки и технологий: подготовка, привлечение, закрепление
  2. Эмпирическое исследование научно-технических кадров высшей квалификации, занятых в организациях академического и неакадемического секторов рынка труда
  3. Исследование привлекательности научной карьеры для ведущих российских ученых и молодых исследователей

Ключевые результаты

2020 г.

Проведён детальный  анализ систем работы с научно-техническими кадрами в странах, являющихся мировыми лидерами по численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и по численности обучающихся на уровне аспирантуры (или эквивалентного ему), получены оценки занятости кадров науки и технологий, выявлены основные тренды изменения спроса на компетенции научно-технических кадров с учетом материалов комплексного форсайт-исследования больших вызовов и глобальных трендов, связанных с развитием человеческого потенциала

Сформирована база статистических данных, аккумулирующая уникальный для России комплекс сведений о человеческом потенциале в сфере науки и технологий и компенсирующая пробелы государственной статистики с возможностью ее ежегодного обновления

2021 г.

Сформирована статистическая база кадров и профессий в высокотехнологичных и наукоемких секторах экономики. Получены количественные оценки занятости этой категории кадров, формирующие базу для полномасштабного мониторинга состояния человеческого потенциала сферы науки и технологий в России и сравнения с мировым уровнем. Идентифицированы основные формы занятости кадров высшей научной квалификации в сфере науки и технологий; особый акцент был поставлен на анализе академического и неакадемического секторов занятости исследователей. Подготовлены концептуальные рамки анализа «портфелей компетенций», учитывающие передовой российский и зарубежный опыты изучения и оценки спроса на компетенции кадров в сфере науки и технологий, отражающие спрос на разные типы навыков. С учетом подходов, разработанных ранее в русле социологии науки, социологии занятости и теории жизненных циклов, а также на основе собственных разработок в проекте предложена оригинальная модель научной карьеры

2022 г.

Собраны и проанализированы сведения, характеризующие актуальное состояние и новые тренды в отношении условий труда, мотивации, занятости и мобильности научных кадров. Получены данные о мотивах выбора профессии молодыми учеными. Проведена оценка потенциала института постдокторантуры для формирования системы поддержки ученых на раннем этапе исследовательской карьеры в России.

Идентифицированы субъективные оценки «факторов роста» привлекательности научной карьеры для ведущих и начинающих исследователей. Проанализированы основные инструменты повышения мотивации и роста вовлеченности специалистов, занятых в организациях сферы науки и технологий.

        Взаимодействие внешних стимулов и внутренней мотивации ученых

Образовательные программы

Образовательные модули в рамках англоязычной магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» (Governance of Science, Technology and Innovation)

Публикации

  1. N. Shmatko, V.Permyakova, The contribution of entrepreneurial skills to the social stratification of highly qualified R&D personnel: the case of Russia // WP BRP 122/STI/2021
  2. Yurij L. Katchanov, Yulia V. Markova, Dynamics of senses of new physics discourse: Co-keywords analysis // Journal of Informetrics, Volume 16, Issue 1, 2022
  3. Нефедова А.И., Чернышева М.В., Кузина Л.С., Юдин И.Б. Инновационная активность россиян на рабочем месте: индивидуальные характеристики сотрудников-инноваторов и организационный контекст. Вопросы экономики. 2022;(9):73-92

Конференции

4th ISA Forum of Sociology (IV Социологический форум Международной социологической ассоциации) (Porto Allegre, Brazil, February 23-28, 2021):
Bershadskaya M., Serova A., and Artamonova M. Competences of the Graduates of Sociological Higher Education in Accordance with the Requirements of the Professional Community (26/02/2021)

Мастер-класс для исследователей и студентов «Технологический суверенитет в эпоху открытости» (“Technological Sovereignty in the Age of Openness”) (Москва, Россия,19 ноября 2021 г.)

Мастер-класс для исследователей и студентов «Ответ на вызов технологического суверенитета» (“Responding to the Challenge of Technological Sovereignty”) (Москва, Россия, 3 декабря 2021 г.)

Мастер-класс «Выявление средне- и долгосрочных глобальных и российских трендов развития науки и технологий в областях, связанных с развитием человеческого потенциала» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (Онлайн, 22 июня 2022 г.)

XII Международная научная конференция «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (22-25 ноября 2022 г.)