• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

Инструменты измерения социально-эмоциональных навыков в образовательном контексте представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

Инструменты измерения социально-эмоциональных навыков в образовательном контексте представлены на семинаре МГППУ и ИО НИУ ВШЭ

© iStock



13 октября 2022 состоялась очередная сессия международного научного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованного в рамках деятельности НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала" в партнерстве университетов  ФГБОУ ВО МГППУ и Институтом образования НИУ ВШЭ.

 

 

С докладом «Измерение социально-эмоциональных навыков в образовательном контексте» выступили:

1.      Орел Екатерина Алексеевна, канд. психол. наук, PhD, заведующая проектно-учебной лабораторией “Моделирование и оценка компетенций в высшем образовании” Института образования НИУ ВШЭ 

2.      Куликова Алена Александровна, канд. наук об образовании, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ 

Модератор вебинара:  

Манина Валерия Алексеевна, канд. психол. наук, научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании, Институт образования НИУ ВШЭ

В своем докладе авторы представили свои разработки в области оценки социально-эмоциональных навыков учащихся основной и начальной школы. Социально-эмоциональные навыки (СЭН) – это индивидуальные характеристики, основанные на биологических и средовых факторах, проявляющиеся в виде устойчивого паттерна мыслей, чувств и поведения, которые развиваются в ходе формального и неформального обучения и воздействуют на различные жизненные результаты человека (De Fruyt et al., 2015). К таким навыкам относятся стрессоустойчивость, работа в команде, настойчивость, эмпатия и многие другие (OECD, 2015). Одна из важнейших характеристик СЭН – возможность их целенаправленного формирования (Duckworth & Yeager, 2015). В докладе был представлен опыт разработки подобных инструментов оценки СЭН в формате сценарных заданий (Ludlow et al., 2014) для начальной и основной школе. Были описаны алгоритмы, лежащие в основе создания заданий подобного типа, продемонстрированы результаты психометрического анализа и анализа связи результатов с методом (MTMM, Multi-Trait – Multi-Method). Для заданий для учащихся начальной школы (первые классы) методология была адаптирована под рисуночный формат, чтобы снизить когнитивную нагрузку и убрать связь результатов с уровнем развития навыка чтения.

Доклад вызвал живую и заинтересованную дискуссию участников семинара. 

В своем выступлении дискуссант Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, заведующий Лабораторией возрастной психогенетики Психологического института РАО.

отметил важность подобных разработок для проведения исследований в школах, а также подчеркнул необходимость развития теоретических оснований исследования, поскольку до сих пор идут дискуссии о соотношении СЭН и личностных черт и, соответственно, о вкладе системы образования в их развитие. 

Видеозапись вебинара можно посмотреть здесь Ссылка на трансляцию на YouTube:

https://youtu.be/yOF7b9Pi-0U

Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 24 ноября 2022 года.

Источники: Отдел планирования и сопровождения научных проектов и мероприятийНаучно-практический центр по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATAМеждународный научный семинар "Измерения и анализ данных в психологии и образовании"