Картотека: креативные индустрии в России
В России 3,5 млн людей творческих профессий и 2,7 млн работающих в креативных индустриях. Пересечение этих цифр и отличие креативной занятости от творчества IQ.HSE изучил по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Вслед за оценкой креативной экономики Москвы эксперты проанализировали ситуацию в масштабах всей России. Результаты работы опубликованы в первом номере дайджеста научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала».
Что такое креативные индустрии?
Это секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости в которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. К креативным индустриям относят архитектуру, дизайн, моду, музыку, кино и т.д. Всего в России их 16, подсчитали в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе классификаций зарубежных стран.
Насколько креативный сектор важен для экономического развития?
Креативный сектор генерирует около 3% мирового ВВП и обеспечивает работой 1% экономически активного населения планеты. Показатель России — 2,4% ВВП — сопоставим со среднемировым, но ниже, чем в странах-лидерах — Италии (6,1%), Великобритании (5,8%), Австралии (5,7%).
По валовой добавленной стоимости креативных индустрий впереди Китай ($988 млрд по паритету покупательной способности, ППС) и США ($921,6 млрд по ППС). Остальные государства существенно отстают, Россия — примерно в 9 раз: $104,6 миллиардов по ППС.
Какие креативные отрасли растут быстрее всего?
В 2019 году почти весь прирост этого рынка в России (348 из добавочных 399 млрд руб.) обеспечили реклама (+48%) и информационные технологии (+36%). В пятерке наиболее динамичных — мода, телерадиовещание, музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговые учреждения.
Кто занят на креативном «поле»?
В классификаторе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, составленном на базе классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS), 44 креативных профессии — от гончаров, швей и рабочих художественных промыслов до музыкантов, литераторов, актёров, архитекторов, ИТ-разработчиков, руководителей служб маркетинга и PR.
При этом люди творческих профессий могут работать не в креативных отраслях (например, дизайнеры в автоконцернах), а занятые в креативных делятся на специалистов (например, копирайтеры в рекламных агентствах) и вспомогательный персонал (например, секретари в кинокомпаниях).
Классификация креативных профессий
- Руководители служб по сбыту и маркетингу
- Руководители служб по рекламе и связям с общественностью
- Руководители служб и подразделений в сфере информационно-коммуникационных технологий
- Системные аналитики
- Разработчики программного обеспечения
- Разработчики Web и мультимедийных приложений
- Программисты приложений
- Архитекторы зданий и сооружений
- Ландшафтные архитекторы
- Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов
- Архитекторы зданий и сооружений
- Специалисты библиотек
- Специалисты архивов и музеев
- Журналисты
- Специалисты по связям с общественностью
- Специалисты по рекламе и маркетингу
- Техники по гражданскому строительству
- Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов
- Художники
- Художники-декораторы и оформители
- Художники по росписи, художники-оформители, гравировщики и травильщики
- Писатели, поэты и другие литераторы
- Переводчики и другие лингвисты
- Актеры
- Танцоры и хореографы
- Музыканты, певцы и композиторы
- Режиссеры кино, театра и родственные им деятели искусства и продюсеры
- Фотографы (художественные)
- Специалисты-техники по радио- и телевещанию
- Графические и мультимедийные дизайнеры
- Дизайнеры товаров и одежды
- Специалисты по рекламе и маркетингу
- Кузнецы
- Швеи, вышивальщицы и рабочие родственных занятий
- Формовщики изделий из стекла, резчики по камню, шлифовщики и полировщики
- Гончары и рабочие родственных занятий
- Краснодеревщики и рабочие родственных занятий
- Рабочие художественных промыслов, изготавливающие плетеные изделия, изделия из дерева и аналогичных материалов
- Изготовители, настройщики и реставраторы музыкальных инструментов
- Мастера по изготовлению ювелирных украшений и изделий из драгоценных металлов и камней, изделий художественных промыслов (лаковая миниатюра, художественная роспись по металлу и керамике)
- Художники по росписи, художники-оформители, гравировщики и травильщики
- Квалифицированные рабочие ручного труда, не входящие в другие группы
- Рабочие художественных промыслов, изготавливающие плетеные изделия, изделия из дерева и аналогичных материалов
- Рабочие художественных промыслов, изготавливающие изделия из текстиля, кожи, меха и аналогичных материалов
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, на базе классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании (DCMS)
Сколько в России представителей креативного сектора?
В креативной экономике, по данным 2019 года — 4,9 млн человек или 6,8% от всего занятого населения в России, но это в целом, то есть с учётом не только креативных отраслей. Непосредственно же в них — 2,7 млн человек (3,8% всех занятых).
А если сравнить с другими странами?
Такое же соотношение — 3,8% — в Австралии и близкое (3,5%) — в Канаде. По количеству представителей индустрии Россия сопоставима с Великобританией (2,1 млн чел.) и вдвое отстает от лидирующих по данному показателю США (5,2 млн чел.).
Где больше всего творческого персонала?
В моде, музыке, исполнительском искусстве, культурно-досуговой деятельности и издательском деле. На эти три индустрии, по данным Росстата, в целом приходится свыше двух третей представителей креативных профессий.
В случае с модой, правда, не всё однозначно. Она лидирует фактически благодаря швеям, между тем в мире нет однозначного согласия насчет отнесения этой профессии к креативным.
В каких городах чаще всего живут креативные россияне?
В городах и посёлках городского типа, где выше спрос и конкурентнее рынок. Там проживает почти 87% всех работающих в креативной экономике. Главный центр притяжения — Москва с долей в 24,5%, то есть в столице трудится каждый четвёртый занятый в креативном секторе в РФ. Следом идут Санкт-Петербург (7,3%) и Московская область (5%).
Масштабы занятости позволяют измерять креативную экономику?
Да, но не только они. Также её оценивают через анализ внешней торговли креативными товарами и услугами, экономические характеристики компаний креативных индустрий, вклад креативных отраслей в экономику — на основе статистических классификаторов.
Методика измерения ещё окончательно не сформирована, в том числе потому, что нет единого подхода к типологии креативных индустрий и профессий, которые в разных странах группируются по-разному.
Внешняя торговля — это о чём? Что покупаем и продаём?
Россия зависима от зарубежных архитектурных, инженерных и технических креативных услуг. Основные статьи отечественного экспорта — услуги в области маркетинга и рекламы, научных исследований и разработок.
В целом креативных услуг и товаров получаем из-за границы больше, чем отправляем на экспорт. Так, в 2016–2019 годах экспорт услуг подрос в пределах 10%, в то время как импорт примерно на треть.
Из креативных товаров в 54% случаев продаём печатную продукцию (книги, газеты и проч.), на втором месте — предметы интерьера. Завозим преимущественно (на 77%) дизайнерские товары, в первую очередь мебель и игрушки.