• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

7.2.4 Научный проект «Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования»

МГИМО

Сушенцов Андрей Андреевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2022

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Исследования показывают, что снижение профессиональных барьеров для женщин может привести к повышению экономического роста за счет более полного использования человеческого потенциала в той или иной стране. Один из ведущих ученых в области гендерного неравенства М. Бертран выделяет две основные причины гендерного разрыва (gender gap) на рынке труда в настоящий момент: 1) гендерные различия в выборе образования; 2) отрицательные последствия материнства на рынке труда для женщин и отсутствие таких последствий у мужчин.

Одна из возможных причин гендерного неравенства – гендерные нормы и стереотипы, согласно которым в семье мужчина должен зарабатывать больше, чем женщина. Женщины могут скрывать свои амбиции, тем самым лишаясь карьерных выгод, ради того, чтобы быть привлекательными для мужчин.

Научный проект «Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования» сфокусирован на изучении возможных причин различного выбора специальности у мужчин и женщин на примере России, а также на изучении социальных норм, гендерных стереотипов и ролевых моделей в объяснении низкого числа женщин в специальностях STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics)

Цель проекта:

Определение влияния гендерных стереотипов и социальных норм на различия в выборе профессии женщинами и мужчинами на примере России

Задачи проекта:

  1. Измерение роли социальных норм и гендерных стереотипов в выборе образования – эффекта гендерных норм на последующий выбор специализации в старших классах школы 
  2. Изучение влияния желания быть привлекательными для противоположного пола на амбиции у женщин и изучение влияния ролевых моделей на увеличение интереса к специальности STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) у женщин

Ключевые результаты

2020 г.

Разработан предварительный дизайн эксперимента в среднеобразовательных школах, посвященного опросам учащихся старших классов на предмет гендерных стереотипов и решения о выборе инвестиций в образование

2021 г.

Проведен анализ связи между гендерными нормами, уровнем образования, видом деятельности и уровнем благосостояния, рассчитан индекс гендерных ролей (gender role index) и его распределение по регионам, возрасту, уровню образования, доходу и виду деятельности респондентов

2022 г.

Разработан блок индикаторов изменения в социальном поведении в связи с принадлежностью к мужскому или женскому гендеру.

Проведен анализ миграционного поведения в связи с принадлежностью к мужскому или женскому гендеру.

Доля мужчин и женщин разных возрастов, проживавших в местах, отличных от места рождения, % от общей численности лиц соответствующего пола и возраста

Конференции

Международный исследовательский семинар (воркшоп) 1st Moscow International Workshop Applied Research in Labor Economics and Human Capital (МГИМО МИД России, 12-13 ноября 2021 г.)

XXII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 4-8 апреля 2022 г.):
- Специальный круглый стол «Социальные нормы, экономическое неравенство и адаптация населения к масштабным экономическим кризисам» в рамках Специализированной мультидисциплинарной секции (06/04/2022)

XIV Конвент Российской ассоциации международных исследований (РАМИ), (МГИМО МИД России, 13-15 октября 2022 г.):
- Секция «Женщина в социальном государстве 2.0: продолжая дискуссию» (14/10/2022)