• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.6 Научный проект «Стратегии развития образования в социокультурной перспективе, модель доказательной образовательной политики и соответствие образовательных параметров характеристикам развития РФ»

Сатдыков Айрат Илдарович
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала. В связи с постоянными и быстрыми изменениями технологий, главным образом информационных, а также различного рода инновациями в социально-экономической сфере, меняется запрос к системе образования со стороны рынка труда по структуре и содержанию образовательных программ.  Эти вопросы приобретают все большую актуальность в условиях нарастания скорости изменений в социальной и экономической сферах, обусловленных стремительным техническим прогрессом. Ответом на это становится модификация системы образования как в Российской Федерации, так и во всем мире. От того, насколько успешно перестраиваются системы образования в развитых странах в ответ на вызов, который несет ускорение изменений в экономике и обществе, зависят важнейшие стороны нашей жизни: и темпы экономического роста, и благосостояние граждан, и уровень социальной напряженности, вызванный безработицей, в первую очередь молодежной, и разрешение цивилизационного кризиса, порожденного массовой иммиграцией в развитые страны. Проблематика развития человеческого потенциала связана с переосмыслением субъектной и творческой природы человека и, соответственно, с переосмыслением методологии организации образования как педагогически спроектированного пространства возможностей развития человека. В связи с этим, образование подразумевается как практика гуманитарного проектирования нового поколения стандартов как индикаторов развития человеческого потенциала и профессионального капитала: образовательных и профессиональных стандартов. Вместе с тем изменение методологии организации образования как основы развития человеческого потенциала требует изменения методологии и инструментария оценки образовательных результатов, методологии их аналитики для доказательного развития образования и доказательной образовательной политики. Аналогично проблематика развития профессионального капитала педагогов и руководителей образования сфокусирована в анализе и проектировании изменений методологии организации профессионального педагогического образования, разработке нового поколения профессиональных стандартов и актуального инструментария оценки квалификаций. В то же время изменяющаяся методология организации образования и оценки образовательных результатов актуализирует необходимость переосмысления вклада образования (как в институциональном, так и в антропологическом измерении) в научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны

Цель проекта:

Выработка модели доказательной образовательной политики Российской Федерации на основе аналитических исследований для принятия обоснованных решений и разработки ключевых  нормативных документов системы образования: образовательных стандартов всех уровней,  стандартов педагогического образования, системы управления учебным процессом в школе, инструментов оценки качества учебного процесса, его результатов, качественных характеристик эффективных учебных материалов и программ, показавших наивысшие результаты при  минимальных затратах

Задачи проекта:

  1. Исследование структуры компетенций в развитии человеческого потенциала и человеческого капитала
  2. Анализ образовательных реформ стран, государственных программ развития образования, их конгруэнтность национальным стратегиям развития человеческого потенциала, изучение международного опыта разработки и применения стандартов образования как основы развития профессионального капитала образовательного сообщества
  3. Выявление на основе межстранового сравнительного анализа связи между уровнем образования населения, структурой охвата и выпуска по уровням образования и образовательным программам, включая программы неформального образования, продолжительностью программ и обучения и др. и темпами экономического роста, производительностью труда, уровнем и структурой безработицы и экономической активности, уровнем социального неравенства и другими социально-экономическими параметрами жизни общества
  4. Разработка проекта стратегии развития общего образования, обеспечивающей современное качество образования в современных условиях, и программы внедрения инновационных педагогических технологий в области дополнительного и неформального образования в качестве инструмента разворачивания доказательной образовательной политики Российской Федерации
  5. Подготовка системы и базы данных показателей для анализа характеристик состояния и развития экономики и социальной ситуации в стране для последующего анализа их связи и взаимодействия с системой образования

Ключевые результаты

2020 г.

Проведен обзор наиболее успешных практик государственно-частного партнерства в адаптации детей мигрантов

2021 г.

Проведено исследование структуры компетенций в развитии человеческого потенциала и человеческого капитала. Проведен анализ образовательных реформ стран, государственные программы развития образования, их конгруэнтность национальным стратегиям развития человеческого потенциала

2022 г.

На основе анализа зарубежных и отечественных подходов к оценке величины человеческого капитала была предложена и апробирована методика подсчёта накопленных государственных инвестиционных издержек в человеческий капитал обучающегося системы среднего профессионального образования (СПО). Решена задача подсчёта размера государственных инвестиций на одного учащегося по программе СПО в субъектах Российской Федерации как в профессиональных образовательных организациях, так и образовательных организациях высшего образования за весь период обучения студента и проведения сравнительного анализа с аналогичными зарубежными показателями.

На основе полученных результатов были сформулированы рекомендации по реализации образовательной политики в системе СПО: предложено привязать расчёт нормативов финансирования образовательных программ СПО к региональным показателям социально-экономического развития региона, чтобы обеспечить хотя бы их ежегодную индексацию; а также выставить законодательное условие о том, что размер накопленных государственных инвестиций в учащихся (выпускников) по программам СПО не могут быть в текущем году меньше, чем в предыдущем (в приведённых ценах).

Публикации

Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организация и предприятий. Образование и наука. 2021. 23(7): 41-70

Конференции

Международный экспертный семинар по образовательной политике и образовательным технологиям (Москва, Россия, 30 июня 2021 г.)

Экспертный семинар по обсуждению в профессиональном сообществе мероприятий, направленных на развитие системы общего образования в контексте социокультурной модернизации общего образования. Опыт регионов (Москва, Россия, 4 октября 2021 г.)

Экспертный семинар Практики неформального образования в Российской Федерации (Москва, Россия, 10 декабря 2021 г.).