НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.6 Научный проект «Стратегии развития образования в социокультурной перспективе, модель доказательной образовательной политики и соответствие образовательных параметров характеристикам развития РФ»

РАНХиГС

Сатдыков Айрат Илдарович
Руководитель

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала. В связи с постоянными и быстрыми изменениями технологий, главным образом информационных, а также различного рода инновациями в социально-экономической сфере, меняется запрос к системе образования со стороны рынка труда по структуре и содержанию образовательных программ.  Эти вопросы приобретают все большую актуальность в условиях нарастания скорости изменений в социальной и экономической сферах, обусловленных стремительным техническим прогрессом. Ответом на это становится модификация системы образования как в Российской Федерации, так и во всем мире. От того, насколько успешно перестраиваются системы образования в развитых странах в ответ на вызов, который несет ускорение изменений в экономике и обществе, зависят важнейшие стороны нашей жизни: и темпы экономического роста, и благосостояние граждан, и уровень социальной напряженности, вызванный безработицей, в первую очередь молодежной, и разрешение цивилизационного кризиса, порожденного массовой иммиграцией в развитые страны. Проблематика развития человеческого потенциала связана с переосмыслением субъектной и творческой природы человека и, соответственно, с переосмыслением методологии организации образования как педагогически спроектированного пространства возможностей развития человека. В связи с этим, образование подразумевается как практика гуманитарного проектирования нового поколения стандартов как индикаторов развития человеческого потенциала и профессионального капитала: образовательных и профессиональных стандартов. Вместе с тем изменение методологии организации образования как основы развития человеческого потенциала требует изменения методологии и инструментария оценки образовательных результатов, методологии их аналитики для доказательного развития образования и доказательной образовательной политики. Аналогично проблематика развития профессионального капитала педагогов и руководителей образования сфокусирована в анализе и проектировании изменений методологии организации профессионального педагогического образования, разработке нового поколения профессиональных стандартов и актуального инструментария оценки квалификаций. В то же время изменяющаяся методология организации образования и оценки образовательных результатов актуализирует необходимость переосмысления вклада образования (как в институциональном, так и в антропологическом измерении) в научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны

Цель проекта:

Выработка модели доказательной образовательной политики Российской Федерации на основе аналитических исследований для принятия обоснованных решений и разработки ключевых  нормативных документов системы образования: образовательных стандартов всех уровней,  стандартов педагогического образования, системы управления учебным процессом в школе, инструментов оценки качества учебного процесса, его результатов, качественных характеристик эффективных учебных материалов и программ, показавших наивысшие результаты при  минимальных затратах

Задачи проекта:

  1. Исследование структуры компетенций в развитии человеческого потенциала и человеческого капитала
  2. Анализ образовательных реформ стран, государственных программ развития образования, их конгруэнтность национальным стратегиям развития человеческого потенциала, изучение международного опыта разработки и применения стандартов образования как основы развития профессионального капитала образовательного сообщества
  3. Выявление на основе межстранового сравнительного анализа связи между уровнем образования населения, структурой охвата и выпуска по уровням образования и образовательным программам, включая программы неформального образования, продолжительностью программ и обучения и др. и темпами экономического роста, производительностью труда, уровнем и структурой безработицы и экономической активности, уровнем социального неравенства и другими социально-экономическими параметрами жизни общества
  4. Разработка проекта стратегии развития общего образования, обеспечивающей современное качество образования в современных условиях, и программы внедрения инновационных педагогических технологий в области дополнительного и неформального образования в качестве инструмента разворачивания доказательной образовательной политики Российской Федерации
  5. Подготовка системы и базы данных показателей для анализа характеристик состояния и развития экономики и социальной ситуации в стране для последующего анализа их связи и взаимодействия с системой образования

Ключевые результаты

2020 г.

Проведен обзор наиболее успешных практик государственно-частного партнерства в адаптации детей мигрантов

2021 г.

Проведено исследование структуры компетенций в развитии человеческого потенциала и человеческого капитала. Проведен анализ образовательных реформ стран, государственные программы развития образования, их конгруэнтность национальным стратегиям развития человеческого потенциала

Публикации

  1. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Селиверстова И.В. Актуальное состояние взаимодействия профессиональных образовательных организация и предприятий. Образование и наука. 2021. 23(7): 41-70

Конференции

Экспертный семинар по обсуждению в профессиональном сообществе мероприятий, направленных на развитие системы общего образования в контексте социокультурной модернизации общего образования. Опыт регионов (Москва, Россия, 4 октября 2021 г.)

Международный экспертный семинар по образовательной политике и образовательным технологиям (Москва, Россия, 30 июня 2021 г.)

Экспертный семинар Практики неформального образования в Российской Федерации (Москва, Россия, 10 декабря 2021 г.).