1.4.2 Научный проект «Взаимосвязь социального и человеческого капитала: доверие к технике vs. доверие институтам»
Ерофеева Мария Александровна
Руководитель
Период реализации проекта
2020-2025
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Проблема роста доверия к технике и формирования новых техноцентричных мировоззрений и практик стала особенно актуальной с началом пандемии COVID-19. Стремительная технологизация всех сфер жизни (работы, образования и досуга) напрямую отразилась на повседневных практиках россиян и на том, как они воспринимают техническое опосредование социальной жизни и говорят о нем. Недавние исследования (e.g. Gan, Greiffenhagen, & Reeves, 2020) показали, какую роль в процессе трансформации мировоззренческих паттернов и практик играют технологические средства коммуникации. В этом исследовании будет рассмотрен вопрос трансформации социальных институтов в условиях технологизации практик и представлений
Цель проекта:
Выявление устойчивых структур коллективного восприятия и взаимодействия (фреймов, дискурсов, форм разговора) в условиях технического опосредования социальной жизни
Задачи проекта:
- Изучение существующих методик макро- и микросоциологических исследований восприятия техники и технически опосредованного взаимодействия.
- Разработка концептуальной модели исследования технологических трансформаций с использованием теоретических ресурсов культурсоциологии, фрейм-анализа, конверсационного анализа и исследований науки и технологий (STS).
- Анализ сложившихся в период пандемии новых тенхноцентричных мировоззрений и технологизированных практик и динамики восприятия техники.
- Выявление взаимосвязи паттернов доверия / недоверия технологическим изменениям с параметрами социального и человеческого капитала.
Ключевые результаты
2020 г.
Проанализирована динамика восприятия техники, а также распределение сложившихся в период пандемии новых тенхноцентричных мировоззрений
2021 г.
Рассмотрены современные тренды моделирования воплощенных виртуальных агентов (аватаров) в области изучения взаимодействия человека и компьютера (HCI), показано, что проблемы во взаимодействии с Google Duplex возникают из-за неадекватной просодии робота, что приводит к замедленному процессу завершения разговора. Осуществлен обзор приемов (девайсов), используемых в нарративах о технике, показано, как различаются и изменяются способы построения таких рассказов, и как на основе этого можно охарактеризовать отношение к технике
2022 г.
Проведен конверсационный анализ взаимодействия в образовательном контексте с использованием технологий видеоконференции. Этот кейс показывает, как люди адаптируются к коммуникативному каналу с низкой пропускной способностью. Было продемонстрировано, что устойчивый формат образовательного взаимодействия типа IRE (инициация, ответ, оценка) сохраняется, однако претерпевает значительные изменения: существенно увеличивается время взаимодействия; появляется неопределенность относительно связей между элементами последовательности (инициация, ответ, оценка).
Проведено этнографическое исследование влияния технологий и материальных артефактов на социализацию детей с ментальными нарушениями (аутизм). Показано, что формирование агентности у детей может быть разделено на несколько этапов: во-первых, сотрудники центра локализуют взаимодействие, создавая с помощью гетерогенных акторов пространственно и темпорально ограниченную среду; во-вторых, при помощи ритуализированных практик согласовывают действия всех акторов; в-третьих, психологи, работающие с подопечными, «стирают следы» работы выполняемой техническими устройствами.
Проведено исследование того, каким образом технические возможности социальных сетей Web 2.0 создают условия и ограничения для выработки коллективного понимания проблемной ситуации. На материалах обсуждений в социальных сетях трагического происшествия в Одессе 2 мая 2014 года (гибель людей в результате уличного боя и пожара) была реконструирована динамика обсуждения от коллективной работы над раскрытием тайны к устойчивому знанию, воспроизводимому в ритуальной коммеморации.
Публикации
- Egorova A. I., Klowait N. How to Say Good-Bye to a Robot? The Matter of Conversational Closing // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021. No. 1. P. 241–270.
- Кловайт Н., Ерофеева М. А. Мультимодальный поворот в исследованиях взаимодействия человека и компьютера // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. No 1. С. 46—70.
- Bardina S. ‘That’s what the dream says’: The use of normalizing devices in dream reports // Discourse Studies. 2021.
Конференции
Международный мастер-класс (Школа) «Влияние технологий на институт образования» (Москва, Россия, 29 ноября 2021 г.)
Atypical Interaction Conference 2022 (Newcastle University, UK, June 27-29, 2022):
Nils Klowait, Maria Erofeeva Atypical Interaction in Atypical Spaces
Международный мастер-класс (Школа) «Социология вещей» (Москва, Россия, 13-16 октября 2022 г.)