1.3.1 Научный проект «Субъективное качество жизни и психологическая устойчивость к угрозам пандемии Covid-19: роль личностного потенциала»
Леонтьев Дмитрий Алексеевич
Руководитель
Период реализации проекта
2020-2025
Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала
Личностный потенциал — это ресурс жизнетворчества и самореализации, основа резильентности и психологического иммунитета к стрессам и другим вызовам изменчивого мира, способность личности активно использовать собственные ресурсы и не только достигать целей, но и ставить их, решая задачи самоопределения и выбора. Важно понимать, каков вклад личности в наращивание человеческого капитала.
Научный проект «Субъективное качество жизни и психологическая устойчивость к угрозам пандемии Covid-19: роль личностного потенциала» направлен на объединение понятий человеческого потенциала и личностного, разработку методологии его измерения и проведение эмпирических исследований его влияния на успешность и субъективное благополучие личности.
Цель проекта:
Изучение личностного потенциала как ресурса поддержания объективного и субъективного качества жизни на фоне неконтролируемых изменений и угроз, в том числе связанных с пандемией Covid-19
Задачи проекта:
- Реализация трехлетнего мониторингового исследования влияния личностного потенциала на качество жизни
- Разработка и апробация новой многомерной методики комплексной диагностики личностного потенциала
- Изучение причинно-следственных механизмов влияния личностного потенциала на субъективное благополучие при контроле объективных факторов благополучия
- Исследование постановки личностных целей и их достижения, их связи с личностной автономией, а также субъективным благополучием
Ключевые результаты
2020 г.
Собраны данные по двум лонгитюдным эмпирическим исследованиям по личностным предикторам отношения к ситуациям неопределенности, в частности пандемии коронавируса, и личностным ресурсам совладания в условиях пандемии COVID-19.
2021 г.
Подготовлена и проведена первая волна социологического мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни.
2022 г.
Проверено предположение, что жизнестойкость и чувство благополучия в трудные времена можно развивать, в том числе на рабочем месте с помощью тренинга в онлайн-формате. Изучена эффективность SPARK Resilience (Situation (ситуация), Perception (восприятие), Affect (эмоция), Reaction (реакция), Knowledge (знание)) – программы для развития жизнестойкости – в контексте пандемии COVID-19. Выявлено, что для повышения психологической устойчивости важно рассматривать ситуацию как совокупность нейтральных фактов, знать свои особенности восприятия неприятностей (например, склонность к катастрофизации или игнорированию проблем), замечать и регулировать автоматические реакции, выливающиеся в деструктивное поведение. Обычно такой осознанный подход приводит к более глубокому пониманию ситуации и своей роли в ней и даёт возможность эффективно управлять происходящим.
Рассмотрены психологические реакции человека на различные ситуации кризиса, выявлено, что индивидуально–личностные характеристики, выраженные в самоэффективности, толерантности к неопределенности, чувстве связности, субъективной витальности, вере в свободу и жизнестойкости, представляют позитивные личностные ресурсы, которые выполняют буферную функцию при взаимодействии с ситуациями неопределенности. Психологические ресурсы обеспечивают более успешную адаптацию к стрессовым факторам, а именно способствуют более высокому уровню субъективной определенности, лучшей ориентировке в ситуации непредсказуемости и более позитивному эмоциональному фону
Модель SPARK Solutions
2023 г.
Предложена модель позитивного использования времени, состоящая из четырех компонентов:
- согласованность (конгруэнтность) повседневной деятельности,
- баланс между видами деятельности,
- эффективное использование времени,
- чувство владения своим временем (мастерство).
Позитивное использование времени частично объясняет взаимосвязи сбалансированной временной перспективы с субъективным благополучием и полностью опосредует влияние будущей временной перспективы и управления временем на субъективное благополучие. Таким образом, позитивное использование времени может быть предложено в качестве новой модели темпорального благополучия, которая объединяет понятия баланса между работой и личной жизнью, эффективности использования времени и владения временем в единую комплексную структуру, помогающую обосновать коучинговые интервенции в управление временем.
Теоретическая модель предпосылок и последствий позитивного использования времени
2024 г.
С помощью метода структурного моделирования подтверждена теоретическая модель, согласно которой человеческие потребности делятся на три группы в соответствии с тремя изменениями многомерного человеческого существования:
- потребности физического существования
- потребности социального существования
- экзистенциальные потребности
Установлено, что уровень удовлетворенности каждой из этих групп потребностей влияет на психологическое благополучие и связан с личностными ресурсами, но по-разному предсказывает положительные и отрицательные эмоции.
Описательные статистики базовых потребностей методики SATIS
Пункт |
M |
SD |
r |
|
Потребности витального существования |
||||
1 |
Регулярное хорошее питание |
4.08 |
1.03 |
.721 |
2 |
Достаточный сон, возможности для восстановления сил |
3.62 |
1.15 |
.704 |
3 |
Здоровье, хорошее самочувствие |
3.49 |
1.09 |
.750 |
4 |
Ощущение безопасности |
3.83 |
1.10 |
.733 |
5 |
Материальный достаток |
3.34 |
1.04 |
.707 |
Потребности социального существования |
||||
6 |
Достойное социальное положение, признание в обществе |
3.64 |
1.07 |
.729 |
7 |
Круг общения, хорошие отношения с окружающими |
4.11 |
.97 |
.747 |
8 |
Семья, семейное благополучие |
4.15 |
1.10 |
.801 |
9 |
Любовь, близость с любимым человеком |
3.78 |
1.39 |
.777 |
Экзистенциальные потребности |
||||
10 |
Работа или учеба в соответствии с моим интересом и призванием, дающая смысл и удовлетворение |
3.69 |
1.18 |
.789 |
11 |
Осуществление того, что я могу, что во мне заложено |
3.67 |
1.07 |
.848 |
12 |
Развитие моих способностей, знаний, умений и навыков в разных сферах |
3.63 |
1.09 |
.834 |
13 |
Возможность самостоятельно выбирать и решать за себя |
4.06 |
1.06 |
.724 |
Публикации
- Leontiev D., Mospan A., Osin E. N. (2022) Positive personality resources as buffers against psychological reactions to uncertainty //Current Psychology. – 2022. – С. 1-12. doi
- Boniwell I. et al. (2023) SPARK Resilience in the workplace: Effectiveness of a brief online resilience intervention during the COVID-19 lockdown //Plos one. – 2023. – Т. 18. – №. 3. – С. e0271753. doi
- Osin E and Boniwell I (2024) Positive time use: a missing link between time perspective, time management, and well-being. Front. Psychol. 15:1087932. doi
Базы эмпирических данных
База данных «Мониторинговое исследование связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей», 2021-2023
РИД
- Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В., Осин Е.Н. База данных «База данных второй волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2022)». Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2023623014 от 31.08.2023
- Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В., Осин Е.Н. База данных «База данных первой волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2021)». Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2023623075 от 11.09.2023
- Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В. База данных третьей волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2023). Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2024623943 от 05.09.2024
Конференции
Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» (Москва, Россия, 21 декабря 2020 г.)