• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

1.3.1 Научный проект «Субъективное качество жизни и психологическая устойчивость к угрозам пандемии Covid-19: роль личностного потенциала»

Леонтьев Дмитрий Алексеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Личностный потенциал — это ресурс жизнетворчества и самореализации, основа резильентности и психологического иммунитета к стрессам и другим вызовам изменчивого мира, способность личности активно использовать собственные ресурсы и не только достигать целей, но и ставить их, решая задачи самоопределения и выбора. Важно понимать, каков вклад личности в наращивание человеческого капитала.

Научный проект «Субъективное качество жизни и психологическая устойчивость к угрозам пандемии Covid-19: роль личностного потенциала» направлен на объединение понятий человеческого потенциала и личностного, разработку методологии его измерения и проведение эмпирических исследований его влияния на успешность и субъективное благополучие личности. 

Цель проекта:

Изучение личностного потенциала как ресурса поддержания объективного и субъективного качества жизни на фоне неконтролируемых изменений и угроз, в том числе связанных с пандемией Covid-19

Задачи проекта:

  1. Реализация трехлетнего мониторингового исследования влияния личностного потенциала на качество жизни
  2. Разработка и апробация новой многомерной методики комплексной диагностики личностного потенциала
  3. Изучение причинно-следственных механизмов влияния личностного потенциала на субъективное благополучие при контроле объективных факторов благополучия
  4. Исследование постановки личностных целей и их достижения, их связи с личностной автономией, а также субъективным благополучием

Ключевые результаты

2020 г.

Собраны данные по двум лонгитюдным эмпирическим исследованиям по личностным предикторам отношения к ситуациям неопределенности, в частности пандемии коронавируса, и личностным ресурсам совладания в условиях пандемии COVID-19.

2021 г.

Подготовлена и проведена первая волна социологического мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни.

2022 г.

Проверено предположение, что жизнестойкость и чувство благополучия в трудные времена можно развивать, в том числе на рабочем месте с помощью тренинга в онлайн-формате. Изучена эффективность SPARK Resilience (Situation (ситуация), Perception (восприятие), Affect (эмоция), Reaction (реакция), Knowledge (знание)) – программы для развития жизнестойкости – в контексте пандемии COVID-19. Выявлено, что для повышения психологической устойчивости важно рассматривать ситуацию как совокупность нейтральных фактов, знать свои особенности восприятия неприятностей (например, склонность к катастрофизации или игнорированию проблем), замечать и регулировать автоматические реакции, выливающиеся в деструктивное поведение. Обычно такой осознанный подход приводит к более глубокому пониманию ситуации и своей роли в ней и даёт возможность эффективно управлять происходящим.

Рассмотрены психологические реакции человека на различные ситуации кризиса, выявлено, что индивидуально–личностные характеристики, выраженные в самоэффективности, толерантности к неопределенности, чувстве связности, субъективной витальности, вере в свободу и жизнестойкости, представляют позитивные личностные ресурсы, которые выполняют буферную функцию при взаимодействии с ситуациями неопределенности. Психологические ресурсы обеспечивают более успешную адаптацию к стрессовым факторам, а именно способствуют более высокому уровню субъективной определенности, лучшей ориентировке в ситуации непредсказуемости и более позитивному эмоциональному фону

                                    Модель SPARK Solutions

2023 г.

Предложена модель позитивного использования времени, состоящая из четырех компонентов:

  • согласованность (конгруэнтность) повседневной деятельности,
  • баланс между видами деятельности,
  • эффективное использование времени,
  • чувство владения своим временем (мастерство).

Позитивное использование времени частично объясняет взаимосвязи сбалансированной временной перспективы с субъективным благополучием и полностью опосредует влияние будущей временной перспективы и управления временем на субъективное благополучие. Таким образом, позитивное использование времени может быть предложено в качестве новой модели темпорального благополучия, которая объединяет понятия баланса между работой и личной жизнью, эффективности использования времени и владения временем в единую комплексную структуру, помогающую обосновать коучинговые интервенции в управление временем.

Теоретическая модель предпосылок и последствий позитивного использования времени

2024 г.

С помощью метода структурного моделирования подтверждена теоретическая модель, согласно которой человеческие потребности делятся на три группы в соответствии с тремя изменениями многомерного человеческого существования:

  • потребности физического существования
  • потребности социального существования
  • экзистенциальные потребности

Установлено, что уровень удовлетворенности каждой из этих групп потребностей влияет на психологическое благополучие и связан с личностными ресурсами, но по-разному предсказывает положительные и отрицательные эмоции.

Описательные статистики базовых потребностей методики SATIS

 

Пункт

M

SD

r

Потребности витального существования

1

Регулярное хорошее питание

4.08

1.03

.721

2

Достаточный сон, возможности для восстановления сил

3.62

1.15

.704

3

Здоровье, хорошее самочувствие

3.49

1.09

.750

4

Ощущение безопасности

3.83

1.10

.733

5

Материальный достаток

3.34

1.04

.707

Потребности социального существования

6

Достойное социальное положение, признание в обществе

3.64

1.07

.729

7

Круг общения, хорошие отношения с окружающими

4.11

.97

.747

8

Семья, семейное благополучие

4.15

1.10

.801

9

Любовь, близость с любимым человеком

3.78

1.39

.777

Экзистенциальные потребности

10

Работа или учеба в соответствии с моим интересом и призванием, дающая смысл и удовлетворение

3.69

1.18

.789

11

Осуществление того, что я могу, что во мне заложено

3.67

1.07

.848

12

Развитие моих способностей, знаний, умений и навыков в разных сферах

3.63

1.09

.834

13

Возможность самостоятельно выбирать и решать за себя

4.06

1.06

.724

Публикации

  1. Leontiev D., Mospan A., Osin E. N. (2022) Positive personality resources as buffers against psychological reactions to uncertainty //Current Psychology. – 2022. – С. 1-12. doi
  2. Boniwell I. et al. (2023) SPARK Resilience in the workplace: Effectiveness of a brief online resilience intervention during the COVID-19 lockdown //Plos one. – 2023. – Т. 18. – №. 3. – С. e0271753. doi
  3. Osin E and Boniwell I (2024) Positive time use: a missing link between time perspective, time management, and well-being. Front. Psychol. 15:1087932. doi

Базы эмпирических данных

База данных «Мониторинговое исследование связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей», 2021-2023

РИД

  1. Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В., Осин Е.Н. База данных «База данных второй волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2022)». Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2023623014 от 31.08.2023
  2. Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В., Осин Е.Н. База данных «База данных первой волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2021)». Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2023623075 от 11.09.2023
  3. Леонтьев Д.А., Кошелева Н.В. База данных третьей волны мониторингового исследования связи личностного потенциала и качества жизни на репрезентативной выборке населения Томской и Кемеровской областей (2023). Свидетельство о государственной регистрации базы данных 2024623943 от 05.09.2024

Конференции

Межвузовский симпозиум «Психология пандемического сознания» (Москва, Россия, 21 декабря 2020 г.)