НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

1.2.1 Научный проект «Человеческий потенциал в России Нового времени»

Федюкин Игорь Игоревич
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2023

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Формирование человеческого потенциала – процесс, растянутый во времени. Человеческий потенциал накапливается десятилетиями и поколениями, еще большую инерцию имеют институты, способствующие формированию человеческого потенциала – семья, социальная структура, образовательные учреждения, системы ценностей и другие. Эти институты, как и политики, направленные на формирование человеческого потенциала, складываются в определенном историческом контексте и не могут быть использованы вне его. Советский Союз, а до него Российская империя, представляют собой особенно важный опыт в этом отношении, поскольку на протяжении последних трех столетий наше государство традиционно воспринимало человеческий потенциал как источник экономического роста и сознательно работало над его развитием.

Научный проект «Человеческий потенциал в России Нового времени» фокусируется на формировании человеческого потенциала в XVIII веке, поскольку именно с эпохи Петра I в России начинается сознательное проведение политики по «взращиванию» и использованию человеческого потенциала как ресурса развития.

Цель проекта:

Междисциплинарное изучение истории человеческого потенциала и становления государственной политики по формированию человеческого потенциала в России в «долгом» XVIII веке

Задачи проекта:

  1. Оценка динамики инвестиций в развитие человеческого потенциала и анализ роли системы образования как инструмента развития человеческого потенциала в России на примере «долгого» XVIII века
  2. Анализ роли России как глобального новатора в области «социального инжиниринга», изучение примеров экспорта отечественных моделей формирования и использования человеческого потенциала за рубеж
  3. Изучение влияния социальной, сословной и классовой структуры на процессы формирования человеческого потенциала в России на примере «долгого» XVIII века
  4. Изучение истории импорта человеческого потенциала и политики по управлению притоком высококвалифицированных специалистов в России на примере «долгого» XVIII века

Ключевые результаты

2020 г.

Проанализирована история формирования и эволюции представлений о человеческом капитале, о подданных/гражданах как «ресурсе» и о методах управления этим ресурсом в целях экономического развития в Российской империи в России на примере «долгого» XVIII века.

2021 г.

Проанализирована роль системы образования как инструмента развития человеческого потенциала, а также изучено влияние социальной, сословной и классовой структуры на процессы формирования человеческого потенциала в России на примере «долгого» XVIII века.

2022 г.

Выявлены особенности и методы реализации государственной политики по импорту человеческого потенциала и по управлению притоком высококвалифицированных специалистов в России на примере «долгого» XVIII века.

Публикации

  1. Rusakovskiy О. (2022) Certain Observaunt Touching the City and the Empire of Muscovia: неизвестное англоязычное описание России и проблема авторства //Quaestio Rossica. 2022. Т. 10.№ 1. – 2022. – С. 255-272. doi
  2. Rusakovskiy O. (2022) Foreign Military Law and Mercenary Contract in Seventeenth-Century Russia: The Сase of the Smolensk War, 1632–1634 //Russian History. – 2022. – Т. 48. – №. 2. – С. 187-210. doi
  3. Феофанов А.М. Образовательная дифференциация российского дворянства елизаветинской эпохи // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. – 2022. – №. 2. – С. 333-357. doi

Конференции

Круглый стол «Человеческий потенциал в историческом измерении» (Москва, Россия, 15 октября 2021 г.)

Семинар «Стратификация российского поместного дворянства середины – второй половины XVIII века» (Москва, Россия, 2 декабря 2021 г.)