• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

1.6.1 Научный проект «Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуализация с учетом роли самостоятельности и ценностных ориентаций, определение условий формирования и создание специализированного информационного ресурса»

Аникин Василий Александрович
Руководитель

Куренной Виталий Анатольевич
Руководитель

Сорокин Павел Сергеевич
Руководитель

Период реализации проекта 

2023-2025

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Понятие гармонично развитой и социально ответственной личности – наиболее яркий пример концепта, который, с одной стороны, занимает важное место в актуальной повестке практической политики на национальном уровне (как минимум, в России), и с другой стороны, отражает ключевые идеи о содержании, факторах формирования и способах измерения человеческого потенциала, развиваемые исследователями в рамках НЦМУ ЦМИЧП и составляющие фронтир международных научных дискуссий.

Это понятие отражает, во-первых, идею о необходимости целостного рассмотрения человека с учетом широкого круга сфер его активности и направлений самореализации (не только в трудовой сфере), а также богатого набора индивидуальных характеристик, значимых для благополучия (включая, например, не только навыки, но и ценности); во-вторых, предполагает особый акцент на социальной ответственности личности, то есть на вкладе человека в общественное развитие и благополучие, с учетом высокой дифференциации по масштабам и характеру этого вклада для различных социальных сред и различных групп населения.

Научный проект «Гармонично развитая и социально ответственная личность: концептуализация с учетом роли самостоятельности и ценностных ориентаций, определение условий формирования и создание специализированного информационного ресурса» фокусируется на разработке целостной теоретико-методологической концепцию понятия «гармонично развитая и социально ответственная личность» на базе самостоятельности и ценностно-нормативных ориентаций, а также на определении условий ее формирования

Цель проекта:

Концептуализация понятия «гармонично развитая и социально ответственная личность» с учетом роли самостоятельности и ценностных ориентаций, а также определение условий ее формирования и создание специализированного информационного ресурса с регулярным представлением результатов исследования

Задачи проекта:

  1. Разработка теоретико-методологической концепции гармонично развитой и социально ответственной личности и определение условий ее формирования
  2. Определение роли социальной ответственности в развитии личности
  3. Определение устойчивых ценностей российского общества и их роль в становлении гармонично развитой и социально ответственной личности
  4. Разработка и поддержание специализированного информационного ресурса для представления результатов исследований и предложений по концептуализации гармонично развитой и социально ответственной личности

Ключевые результаты

2020 г.

Научный проект реализуется с 2022 года

2021 г.

Научный проект реализуется с 2022 года

2022 г.

Проведен исторический анализ генезиса понятия гармонично развитой и социально ответственной личности, сформулированы рекомендации по теоретико-методологической модернизации концепции гармонично развитой и социально ответственной личности в современных условиях.

Образовательные программы

Учебный курс «Современные вызовы и измерения социально-экономического развития»

Серия совместных образовательных мастер-классов НИУ ВШЭ и РАНХиГС «Социальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала» 

Публикации

Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности [Текст]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / П.  С.  Сорокин, И.  Д.  Фрумин, Е.  А.  Терентьев, Ю. Н. Корешникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 51 с.

Конференции

Научный семинар «Концептуальные подходы к критериям гармонично развитой и социально ответственной личности (ГРСОЛ) в России: формирование нового общественного договора» из серии научных семинаров и обсуждений, направленных на содействие достижению национальной цели развития Российской Федерации по созданию условий воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 17.12.2022