• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

1.4.10 Научный проект «Возможности и риски политики и практик исторической памяти, наследия и идентичности»

ИЭА РАН Российская академия наук

Шнирельман Виктор Александрович
Руководитель

Период реализации проекта 

2020-2021

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Травматическая память оказывает существенное влияние на самоощущение человека и его поведение в тех или иных условиях. Тем самым она способна либо сдерживать человеческий потенциал, либо направлять его по руслу как негативному, так и позитивному. То же самое относится и к социально-групповому уровню, идет ли речь о поколении, гендере, конфессии, социально-профессиональной и этнической группе.

Научный проект «Возможности и риски политики и практик исторической памяти, наследия и идентичности» направлен на изучение многообразия травматической памяти и проблемы культурного наследия в их связи с возможностями человеческого потенциала и его использования во благо общества

Цель проекта:

Изучение вариантов травматической памяти на материалах по депортированным народам, советским и постсоветским войнам, школьным учебникам

Задачи проекта:

  1. Составление инструментария комплексного антропологического исследования проблемы культурного многообразия, социальной устойчивости и человеческого потенциала в условиях глобальных вызовов; различных форм историко-культурного (в том числе визуального) наследия, способов его репрезентации и использования в конструировании идентичностей и актуализации культурной памяти, включая сакральные и повседневные практики, культурные и образовательные проекты, виртуальные пространства и новые медиа;
  2. Проведение комплексных антропологических исследований по теме научного проекта «Возможности и риски политики исторической памяти, наследия и идентичности»;
  3. Изучение содержания травматической памяти, ее особенностей у различных групп (социальных, гендерных, поколенческих, этнических, религиозных), особенностей ее языка, ее вариативного визуального выражения, связанной с ней политической и социальной активности

Ключевые результаты

2020 г.

Показано многообразие травматической памяти и проанализированы сложности ее преодоления в разных социальных и национальных контекстах.
Проанализирован феномен «альтернативной истории» на примере аланской контроверзы на Северном Кавказе. Показано, как в контексте «культурных войн» изучение этногенеза становится политической наукой

2021 г.

Изучена роль государства в формировании образов прошлого. Показано, что в федеративном государстве эти образы создаются на разных уровнях, и, кроме федеральной власти, в этом участвуют местные власти, церковь, политические движения и пр. На примере школьных учебников показано, как распад СССР привел к кардинальному повороту в историографии, которая в новых государствах приняла этнонационалистический облик, ибо общественная консолидация происходила на основе не столько гражданства, сколько этничности. В ряде случаев контрастные образы одной и той же истории создавали идейную почву для конфронтации между соседями. Изучены и продемонстрированы особенности современного бытования народных традиций, которые не столько поддерживаются и передаются, сколько модифицируются и изобретаются заново в соответствии с потребностями современной общественности

Публикации

Шнирельман В.А. Травматическая память: подходы к изучению и интерпретации // Сибирские исторические исследования. 2021, №2. С. 6 - 29. 

Конференции

Конференция «Забыть и вспомнить: формы и границы советской памяти». (Москва, Россия, 4-6 февраля 2021 г.)

XIV Конгресс антропологов и этнологов России (Томск, Россия, 6-9 июля 2021 г.)

Международный семинар «Эскалация конфликта и путь к миру в Чечне» (1986-2021). Бернский Университет. (Швейцария, Берн, 7-10 декабря 2021 г.)

Международная конференция «Идентичность, национальная политика и национальные истории в современную эпоху». Центр исследований еврейских общин Кавказа и Средней Азии (CJCC), Университет Ариэль (Ариэль, Израиль, 23 декабря 2021 г.)