Исследование фундаментальных структурных тенденций в сфере креативных индустрий и изменений под влиянием COVID- 19 в России и в мире
Ответственные исполнители: : Куренной Виталий Анатольевич, Сувалко Александр Сергеевич
База данных создана в рамках Научного проекта 3.3.1 Формирование методологических основ измерения социально-экономических характеристик креативных индустрий и креативного класса
База данных фиксирует важнейшие изменения и тренды, связанные с пандемией COVID-19 в выбранных 5 секторах российских креативных индустрий:
● народные художественные промыслы;
● музыка;
● кино и анимация;
● ювелирное дело;
● книжное дело.
По каждой креативной индустрии собрана информация об изменениях в период пандемии по сравнению с предыдущим периодом с точки зрения спроса, объемов производства, занятости, финансовых показателей, структуры предлагаемых товаров и услуг, соотношения офлайн и онлайн, взаимодействия с партнёрами, поставщиками, дистрибьютерами, торговыми сетями и потребителями, а также с точки зрения системы управления бизнесом и «цепочек добавленной стоимости».
Собраны данные о проблемах, с которыми столкнулись креативные индустрии в период пандемии, об оценках уровня конкуренции, перспективах и стратегиях развития своего бизнеса, уровне и результативности государственной поддержки
Методология сбора данных
- Сбор данных
Осуществлялся в формате глубинного интервью
Анализ интервью дополнен анализом экономико-статистических данных из открытых источники государственной статистической информации
- Эмпирический объект
Руководители разных типов креативных индустрий, эксперты в области креативной экономики и креативных индустрий
- Выборка
67 интервью: 15 экспертных интервью (по 3 из каждой индустрии); 52 интервью с представителями креативных индустрий.
Выборка формировалась по методу снежного кома для каждой из двух выборочных совокупностей: экспертов и представителей креативных индустрий. Вначале проводились интервью с “сеянными”, которые предоставляли контакты для организации дальнейших интервью. Метод снежного кома дополнялся использованием техник, характерных для конформных выборок в тех случаях, когда количества контактов со стороны “сеянных” оказывалось недостаточно для добора указанных в техническом задании квот.
- Сроки проведения онлайн-опроса
октябрь 2021 г. (первая волна), ноябрь 2021 г. (вторая волна)
Результаты исследования
Исследование продемонстрировало существенные сдвиги в структуре отобранных для анализа секторов креативных индустрий. Эти изменения имеют собственную специфику, определяемую характером индустрии, однако в значительной мере основным фактором здесь является цифровая трансформация производства и дистрибуции контента, рост значения интернет торговли, изменение характера туристических потоков в условиях пандемии, стимулированных пандемией COVID-19. Пандемия выступала катализатором изменений, а не их триггером. Роль крупных городов и близости к ним продолжает оставаться ключевой во всех сегментах креативных индустрий.
Контактное лицо
asuvalko@hse.ru
- Условия доступа: доступ к данным не предоставляется
- Ключевые слова: креативные индустрии, пандемия COVID-19, народные художественные промыслы, музыкальная индустрия, книжное дело, ювелирное дело, кино и анимация, креативный потенциал городов