Рост влияния социальных сетей

Подтренды

Медиатизация общества


Рост влияния социальных сетей и их алгоритмов на общественно-политическую жизнь


Распространение фейковых новостей (fake news)

Описание тренда

С каждым годом растет влияние социальных сетей на формирование информационной повестки и общественного мнения, важные социальные процессы, а также на восприятие человеком самого себя. Они выполняют роль инструмента для выражения мнений о событиях из самых разных сфер деятельности, способствуют созданию новых бизнес-моделей. Социальные сети превращаются в неотъемлемую часть экономики внимания (attention economy), позволяя крупным брендам, блогерам, медийным личностям конвертировать внимание интернет-аудитории в доход.

В ближайшие годы за счет активной адаптации новых технологий, включая виртуальную и дополненную реальности, искусственный интеллект, социальные сети усилят воздействие как на повседневную жизнь пользователей, так и на значимые социально-политические, экономические процессы. Так, на сегодняшний день профили виртуальных инфлюенсеров, созданных с помощью искусственного интеллекта и машинного обучения, набирают миллионы подписчиков и способствуют расширению клиентской базы.

В то же время будут развиваться противоположные тенденции: правовое регулирование деятельности социальных сетей, включая сбор и использование персональных данных, сознательное сокращение пользователями времени, проведенного онлайн (цифровой детокс). Усиление цензуры в наиболее популярных сетях, ярко проявившееся в 2021 г., приведет к появлению бОльшего числа новых (альтернативных) сетей, объединяющих людей по интересам вокруг какой-либо идеи или несогласных с политикой доминирующих площадок.

Ключевые оценки

604,5 млрд долл.
может достичь мировой рынок торговли в соцсетях к 2027 г. (90 млрд долл. в 2020 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Рост контроля компаний над цифровыми коммуникациями (Google, Facebook в Австралии и др.)

Событие-джокер

Формирование сообществ, имитирующих наличие атрибутов государства: гражданство (netizens), налогообложение и др.

Последствия реализации джокера

Ужесточение законодательного регулирования соцсетей

При подготовке материала использовались следующие источники:

wundermanthompson.com, valdaiclub.com, marketwatch.com, entrepreneur.com, prnewswire.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.