Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Формирование регуляторных требований к использованию новых технологий

Подтренды

Включение проблематики развития новых технологий в политическую и гуманитарную повестки


Влияние крупного капитала, технологических компаний на законотворческие процессы


Отставание процессов регулирования и стандартизации от развития технологий

Описание тренда

Темпы разработки и вывода передовых технологических решений на рынок значительно выше, чем скорость внедрения новых законодательных норм. Юридические лакуны создают риски для развития продуктов и услуг на базе искусственного интеллекта и смежных технологий, в том числе из-за изменения самой концепции безопасности. Это создает необходимость правового регулирования перспективного использования искусственного интеллекта на рынке (например, автономных систем ИИ). Усиливается внимание регуляторных органов к крупным цифровым платформам, к которым, с учетом международного характера их деятельности и особенностей национальных правовых режимов, практически не применимы нормы антимонопольного законодательства. Так, в 2020 г. ЕС подготовил проект Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act), предполагающий введение ряда требований, направленных на защиту свободной конкуренции.

Тенденция формирования регуляторных требований к использованию данных технологий сохранится, отчасти из-за необходимости приведения новых стандартов в соответствии с уже принятыми правилами в странах-экспортерах технологий (США, ЕС, Китай). Также драйверами выступят: устранение уязвимостей в коммуникационной инфраструктуре и цепочках поставок, обеспечение безопасности персональных данных, защита прав и свобод человека, распространение новейших технологий (например, квантовых компьютеров). В свою очередь требование соответствия законодательным нормам будет поддерживать рост секторов регуляторных технологий RegTech, SupTech и модели Diligence как услуги.

Ключевые оценки

33 млрд долл.
может достичь мировой рынок RegTech к 2026 г. (5.3 млрд долл. в 2019 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Cоздание экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций

Событие-джокер

Потеря контроля над новейшими технологиями

Последствия реализации джокера

Чрезмерное регулирование как барьер развития новых технологий

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, law.com, globenewswire.com и др.


Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!