Переход к концепции обучения в течение всей жизни
Подтренды
Рост инвестиций в образование и профессиональную переподготовку
Несоответствие образовательных программ требованиям современного рынка труда
Изменение понимания карьеры
Выбытие отдельных компетенций в связи со старением их носителей и отсутствием интереса к ним у молодежи
Описание тренда
Современный рынок труда и занятости быстро меняется по мере распространения новых технологий, а во время пандемии COVID-19 этот процесс значительно ускорился. Цифровизация образования, переход к концепции обучения на протяжении всей жизни (LLL – Lifelong Learning) и развитие сферы профессиональной переподготовки – это ключевые факторы успешной адаптации людей и сохранения их конкурентоспособности на рынке труда в новых условиях. Непрерывное образование включает себя как постоянное обучение взрослых людей в течение жизни, так и получение дополнительного образования и навыков с раннего детства. Карьера продолжительностью 50–60 лет и занятость в разных профессиональных областях формируют необходимость обучения в течение всей жизни. На сегодняшний день в России лишь 15% трудоспособного населения и 1% пенсионеров участвуют в образовательных программах, тогда как в развитых странах эти показатели составляют 40% и 5% соответственно.
Доля основных навыков, которые изменятся в ближайшие пять лет, составляет 40% для всех занятых в настоящее время работников. В 2025 г. 50% работающих будут нуждаться в переподготовке. В двадцатилетней перспективе 90% рабочих мест будут требовать освоения базовых цифровых навыков. Такие знания и навыки будут нужны не только в традиционно цифровых сферах, таких как кибербезопасность и большие данные, но и в таких областях, как этика, правовое регулирование и конфиденциальность.
Ключевые оценки
поступивших в школу в 2016 г., будут заняты в профессиях, которые еще не существуют
Характеристика тренда
Влияние тренда на человеческий потенциал
Период наиболее сильного проявления тренда
Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда
Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым
Слабый сигнал
Событие-джокер
Последствия реализации джокера
При подготовке материала использовались следующие источники:
issek.hse.ru, worldbank.org, weforum.org, futuredotnow.uk и др.