Переход к концепции обучения в течение всей жизни

Подтренды

Рост инвестиций в образование и профессиональную переподготовку


Несоответствие образовательных программ требованиям современного рынка труда


Изменение понимания карьеры


Выбытие отдельных компетенций в связи со старением их носителей и отсутствием интереса к ним у молодежи

Описание тренда

Современный рынок труда и занятости быстро меняется по мере распространения новых технологий, а во время пандемии COVID-19 этот процесс значительно ускорился. Цифровизация образования, переход к концепции обучения на протяжении всей жизни (LLL – Lifelong Learning) и развитие сферы профессиональной переподготовки – это ключевые факторы успешной адаптации людей и сохранения их конкурентоспособности на рынке труда в новых условиях. Непрерывное образование включает себя как постоянное обучение взрослых людей в течение жизни, так и получение дополнительного образования и навыков с раннего детства. Карьера продолжительностью 50–60 лет и занятость в разных профессиональных областях формируют необходимость обучения в течение всей жизни. На сегодняшний день в России лишь 15% трудоспособного населения и 1% пенсионеров участвуют в образовательных программах, тогда как в развитых странах эти показатели составляют 40% и 5% соответственно.

Доля основных навыков, которые изменятся в ближайшие пять лет, составляет 40% для всех занятых в настоящее время работников. В 2025 г. 50% работающих будут нуждаться в переподготовке. В двадцатилетней перспективе 90% рабочих мест будут требовать освоения базовых цифровых навыков. Такие знания и навыки будут нужны не только в традиционно цифровых сферах, таких как кибербезопасность и большие данные, но и в таких областях, как этика, правовое регулирование и конфиденциальность.

Ключевые оценки

почти 2/3 детей,
поступивших в школу в 2016 г., будут заняты в профессиях, которые еще не существуют

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Цифровизация образования

Событие-джокер

Мозговые имплантаты полностью автоматизируют процесс обучения

Последствия реализации джокера

Формирование человеческих ботнетов

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, worldbank.org, weforum.org, futuredotnow.uk и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.