Усиление внимания к развитию эмоционального интеллекта

Подтренды

Рост спроса на не-алгоритмизируемый труд и творчество – «человеческое в человеке»


Появление методик для развития «мягких» (гибких) навыков

Описание тренда

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EI), означающий способность идентифицировать, понимать, управлять и позитивно использовать эмоции, не менее важен, чем когнитивные способности человека (IQ), при этом эмоции и интеллект тесно взаимосвязаны. Сочетание эмоционального интеллекта со знаниями и сильной мотивацией приносит лучшие результаты в обучении и построении карьеры.

С эмоциональным интеллектом связаны «мягкие» навыки, определяющие бОльшую долю успеха человека в профессии. По прогнозам ВЭФ, наиболее востребованные из них до 2025 г. – аналитическое и инновационное мышление, способность к активному обучению и планированию образовательной стратегии, умение решать сложные задачи, критическое мышление и аналитические способности. Автоматизация снижает спрос на сотрудников, выполняющих рутинные операции, но при этом усиливает потребность в тех, кто владеет «мягкими» навыками (Soft Skills). Например, в Европе до 2030 г. будет наблюдаться 30-процентный рост спроса на социально-эмоциональные навыки работников, необходимые в сферах, связанных с непосредственным взаимодействием между людьми (образование, уход, пр.).

Ключевые оценки

в 2 раза
выросла в 2020 г. доля компаний, которые уделяют внимание развитию у сотрудников эмоционального интеллекта и навыков межличностного общения, согласно опросу McKinsey
76 %
руководителей считают, что развитие искусственного интеллекта и автоматизация будут поддерживать спрос на эмоциональный интеллект

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Превращение эмоционального интеллекта в один из ключевых факторов успешной карьеры

Событие-джокер

Появление роботов, обладающих эмоциональным интеллектом, неотличимым от человеческого

Последствия реализации джокера

Превращение человека в «помощника» машин (программирует определенные паттерны «поведения» роботов)

При подготовке материала использовались следующие источники:

nationalsoftskills.org, capgemini.com, mckinsey.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.