Онлайн-образование и цифровые технологии в образовании

Подтренды

Новые цифровые приложения для образования (на базе ИИ, VR/AR и др.)

Углубление неравенства в образовании несмотря на упрощение доступа к знаниям за счет онлайн-практик

Описание тренда

Образование является третьим после игровой индустрии и здравоохранения сектором по объему инвестиций в технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, 3D-моделирования, VR/AR/MR и др. будут способствовать значительному повышению вовлеченности учащихся в образовательный процесс и эффективности усвоения ими материала. Человек запоминает в среднем 30% того, что слышит, и 20% того, что видит, в то время как материал, изучаемый на собственном опыте, усваивается на 90%. Новые технологические решения также позволят создать максимально приближенные к реальным условия обучения и вместе с тем осваивать навыки без риска нанести вред себе или другим, что особенно важно при обучении профессиям, связанным с опасными работами или с взаимодействием с людьми (профессиям врача, инженера и др.).

Однако важное значение должно отводиться уменьшению неравенства в образовании. Внедрение онлайн-обучения может быть эффективным лишь при сокращении цифрового разрыва. Например, из-за пандемии около 1.5 млрд школьников в мире столкнулись с проблемами в образовательном процессе. По оценкам Всемирного банка, 260 млн детей в мире не учатся в школе. Несмотря на то что цифровизация рассматривается как один из способов обеспечения повсеместного доступа к знаниям, прогресс в этом вопросе крайне медленный – к 2030 г. в мире будет 200 млн не посещающих школу детей. Таким образом, повышение устойчивости системы образования и создание возможностей для гибридного обучения будут зависеть от темпов сокращения цифрового разрыва.

Ключевые оценки

108 млрд долл.
достигнет мировой рынок цифрового образовательного контента в 2026 г. (57 млрд долл. в 2020 г.)
6 млрд долл.
может достичь рынок искусственного интеллекта в образовании в 2024 г.

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Неравный доступ населения мира к онлайн-образованию

Событие-джокер

Глобальный образовательный кризис

Последствия реализации джокера

Расслоение общества по образовательному и интеллектуальному цензу

При подготовке материала использовались следующие источники:

 issek.hse.ru, pwc.ru, mckinsey.com, worldbank.org, marketsandmarkets.com, gettingsmart.com, perkinscoie.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.