Расширение образовательных методов и практик

Подтренды

Создание индивидуальных образовательных траекторий


Использование кастомизированных подходов в реализации программ профессиональной подготовки


Увеличение интерактивности образования на базе новых технологий


Распространение практики получения среднего образования вне школы


Устранение дисциплинарной фрагментации образования, усиление междисциплинарных связей и развитие междисциплинарных проектов


Развитие новых методов и практик в образовании и воспитании (геймификация, партисипативная педагогика, педагогический бриколаж, креативное обучение)

Описание тренда

Усиление человекоцентричности в социальных и экономических процессах, рост объемов цифрового контента и совершенствование цифровых технологий способствуют развитию тренда по расширению образовательных методов и практик, а также индивидуализации образовательных траекторий. Ограничения, связанные с пандемией COVID-19, стали дополнительным драйвером этих процессов. Персональный подход нацелен на учет разных способностей, интересов и потребностей учеников, позволяет максимально раскрыть профессиональные умения и особенно ценный в условиях креативной экономики творческий потенциал человека. Индивидуализация может повысить заинтересованность учащихся, а значит, снизить количество работающих не по специальности людей. Еще одна важная тенденция состоит в том, что компании все чаще создают бизнес-инкубаторы и лаборатории, реализуют совместные со школами и институтами образовательные программы. Такой подход должен помочь организациям реализовывать программы, отвечающие запросам рынка, а работодателям – получать квалифицированных специалистов с необходимыми навыками.

Растет значимость EdTech-инструментов, которые позволяют повысить вовлеченность учащихся в образовательный процесс и уровень усвоения материала. Они включают использование интерактивного контента и иммерсивных технологий, геймификацию, включая «серьезный» гейминг (serious gaming), персонализацию образовательных траекторий, мультимедийное обучение и микрообучение (mobile learning/microlearning).

Изменение требований к компетенциям на рынке труда задает предпосылки для пересмотра программ подготовки и повышения квалификации. Спрос на специалистов с развитыми «гибкими» навыками, «универсалов» и T-shaped-специалистов способствует устранению дисциплинарной фрагментарности образования. С точки зрения индивидуализации образовательной траектории междисциплинароность позволяет студентам подстраивать будущую специальность под собственные интересы. По прогнозам, к 2030 г. появится около 100 междисциплинарных (на стыке нескольких дисциплин) специальностей (инженер-генетик, медиаполицейский, биоэтик, экоаудитор, др.).

Ключевые оценки

25,5 млрд долл.
может достичь мировой рынок «серьезного» гейминга в 2026 г. (6,3 млрд долл. в 2020 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Рост популярности аутскулинга (обучения вне школы, на дому)

Событие-джокер

Замена школьных учителей ИИ-наставниками

Последствия реализации джокера

Исчезновение традиционных образовательных институтов (школ, университетов и др.)

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, worldbank.org, weforum.org, futuredotnow.uk, gallup.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.