Распространение клиентоориентированных бизнес-моделей
Подтренды
Распространение сервисной, шеринговой, платформенной экономики
Рост популярности краудмоделей
Кастомизированное производство, в т. ч. надомное
Замена экономики впечатлений трансформационной экономикой (transformation economy), в которой потребители платят за опыт, меняющий их
Описание тренда
Новые бизнес-модели являются клиентоориентированными (customer centric model). Это означает, что основные тенденции их трансформации определяются стремлением клиентов к максимально быстрому удовлетворению своих индивидуальных потребностей. Движущая сила новых бизнес-моделей – цифровые платформы, расширяющие возможности для прямого взаимодействия между покупателями, продавцами и партнерами-поставщиками; совместного потребления товаров и услуг; софинансирования стартапов. Платформенные бизнес-модели выходят за рамки классических линейных моделей взаимодействия производителя с клиентом и позволяют сформировать сеть взаимодействующих экономических субъектов. Шесть из десяти самых дорогих компаний мира (Google, Apple, Amazon, Facebook, Tencent, Alibaba) – это платформы. Возможности сбора и использования больших данных о потребителях дают им весомые конкурентные преимущества. Благодаря цифровым платформам активно развивается гиг-экономика, в которой компании не нанимают сотрудников в штат, а привлекают независимых подрядчиков и фрилансеров.
Современные бизнес-модели нацелены на создание ценности для клиента, то есть на предсказывании и удовлетворении его потребностей. Развивается сервисная экономика, в которой потребитель получает не просто товар, а решение проблемы (product-as-a-service). Производитель в ней несет ответственность на протяжении всего жизненного цикла продукта и потому заинтересован в его качестве, долговечности и эффективном использовании ресурсов при его производстве. Распространение привычек ответственного потребления наряду с такими факторами, как растущее расслоение населения по уровню доходов, перенаселенность крупных городских агломераций и перепроизводство благ, будет способствовать развитию экономики совместного потребления (sharing economy), когда активом не владеют, а пользуются для удовлетворения текущих потребностей.
Экономика впечатлений, в которой товары и услуги оцениваются не столько по своим объективным характеристикам, сколько по символическому значению для потребителя, в будущем уступит свое место экономике трансформаций. В последней опыт приобретения товара или услуги предполагает не просто получение новых эмоций, но изменение самого человека – получение новых знаний и навыков, самосовершенствование.
Ключевые оценки
может достичь объем сервисной экономики к 2025 г.
достигнет объем глобальных трансакций в гиг-экономике в 2023 г. при среднегодовом темпе роста 17% в 2019-2023 гг.
Характеристика тренда
Влияние тренда на человеческий потенциал
Период наиболее сильного проявления тренда
Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда
Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым
Слабый сигнал
Событие-джокер
Последствия реализации джокера
При подготовке материала использовались следующие источники:
innovator.news, consulting.us, mastercard.com и др.