Распространение клиентоориентированных бизнес-моделей

Подтренды

Распространение сервисной, шеринговой, платформенной экономики


Рост популярности краудмоделей


Кастомизированное производство, в т. ч. надомное


Замена экономики впечатлений трансформационной экономикой (transformation economy), в которой потребители платят за опыт, меняющий их

Описание тренда

Новые бизнес-модели являются клиентоориентированными (customer centric model). Это означает, что основные тенденции их трансформации определяются стремлением клиентов к максимально быстрому удовлетворению своих индивидуальных потребностей. Движущая сила новых бизнес-моделей – цифровые платформы, расширяющие возможности для прямого взаимодействия между покупателями, продавцами и партнерами-поставщиками; совместного потребления товаров и услуг; софинансирования стартапов. Платформенные бизнес-модели выходят за рамки классических линейных моделей взаимодействия производителя с клиентом и позволяют сформировать сеть взаимодействующих экономических субъектов. Шесть из десяти самых дорогих компаний мира (Google, Apple, Amazon, Facebook, Tencent, Alibaba) – это платформы. Возможности сбора и использования больших данных о потребителях дают им весомые конкурентные преимущества. Благодаря цифровым платформам активно развивается гиг-экономика, в которой компании не нанимают сотрудников в штат, а привлекают независимых подрядчиков и фрилансеров.

Современные бизнес-модели нацелены на создание ценности для клиента, то есть на предсказывании и удовлетворении его потребностей. Развивается сервисная экономика, в которой потребитель получает не просто товар, а решение проблемы (product-as-a-service). Производитель в ней несет ответственность на протяжении всего жизненного цикла продукта и потому заинтересован в его качестве, долговечности и эффективном использовании ресурсов при его производстве. Распространение привычек ответственного потребления наряду с такими факторами, как растущее расслоение населения по уровню доходов, перенаселенность крупных городских агломераций и перепроизводство благ, будет способствовать развитию экономики совместного потребления (sharing economy), когда активом не владеют, а пользуются для удовлетворения текущих потребностей.

Экономика впечатлений, в которой товары и услуги оцениваются не столько по своим объективным характеристикам, сколько по символическому значению для потребителя, в будущем уступит свое место экономике трансформаций. В последней опыт приобретения товара или услуги предполагает не просто получение новых эмоций, но изменение самого человека – получение новых знаний и навыков, самосовершенствование.

Ключевые оценки

8 трлн долл.
может достичь объем сервисной экономики к  2025 г.
455 млрд долл.
достигнет объем глобальных трансакций в гиг-экономике в 2023 г. при среднегодовом темпе роста 17% в 2019-2023 гг.

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Рост спроса на персонализированную и кастомизированную продукцию

Событие-джокер

Полная алгоритмизация клиентского обслуживания

Последствия реализации джокера

Формирование мультиэкосистемной среды (с кооперацией крупнейших игроков на рынке, позволяющей клиентам сосуществовать сразу в нескольких экосистемах)

При подготовке материала использовались следующие источники:

innovator.news, consulting.us, mastercard.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.