Развитие креативной экономики

Подтренды

Повышение экономической значимости видов деятельности, связанных с творчеством, развитие креативного предпринимательства


Конвергенция индустрий, размывание границ между традиционными секторами экономики, возникновение новых рынков на стыке культуры и технологий (киберспорт, мобильное кино, геймификация в образовании и др.)


Просьюмеризм и вовлечение аудитории в производство контента


Джентрификация старых промышленных районов, создание на их месте креативных пространств


Активизация государственной политики в области развития креативной экономики

Описание тренда

Креативные индустрии — секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. Креативные индустрии – один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Повышение значимости вопросов эстетики при производстве товаров и услуг сделало творчество главной движущей силой экономического развития. К основным тенденциям развития креативных индустрий можно отнести рост доли результатов творческой деятельности в добавленной стоимости различных товаров и услуг и масштабное внедрение цифровых технологий в креативные сектора.

Креативные индустрии отличают индивидуальный подход к разработке каждого продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его стоимости. С креативной экономикой связывается достижение целей устойчивого развития, включая обеспечение качественного образования, гендерного равенства, экономического роста, инновационного развития. Сочетание технологических инноваций с креативными индустриями позволило говорить о сфере CreaTech. Креативный сектор увеличивает привлекательность городов для творческих людей, талантливых специалистов, создает предпосылки для накопления человеческого капитала, который считается ключевым драйвером экономического развития.

Ключевые оценки

10 %
 составит доля креативной экономики в мировом ВВП в 2030 г. (примерно 3% в 2020 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Повышение доли креативных секторов в ВВП

Событие-джокер

Обретение искусственным интеллектом творческих способностей, сравнимых с человеческими

Последствия реализации джокера

Вытеснение людей из креативной экономики алгоритмами

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, iq.hse.ru, unctad.org, en.unesco.org, g20-insights.org и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.