Развитие креативной экономики
Подтренды
Повышение экономической значимости видов деятельности, связанных с творчеством, развитие креативного предпринимательства
Конвергенция индустрий, размывание границ между традиционными секторами экономики, возникновение новых рынков на стыке культуры и технологий (киберспорт, мобильное кино, геймификация в образовании и др.)
Просьюмеризм и вовлечение аудитории в производство контента
Джентрификация старых промышленных районов, создание на их месте креативных пространств
Активизация государственной политики в области развития креативной экономики
Описание тренда
Креативные индустрии — секторы экономики, значимая часть добавленной стоимости которых формируется за счёт творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. Креативные индустрии – один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Повышение значимости вопросов эстетики при производстве товаров и услуг сделало творчество главной движущей силой экономического развития. К основным тенденциям развития креативных индустрий можно отнести рост доли результатов творческой деятельности в добавленной стоимости различных товаров и услуг и масштабное внедрение цифровых технологий в креативные сектора.
Креативные индустрии отличают индивидуальный подход к разработке каждого продукта и доминирующее значение нематериальной составляющей в его стоимости. С креативной экономикой связывается достижение целей устойчивого развития, включая обеспечение качественного образования, гендерного равенства, экономического роста, инновационного развития. Сочетание технологических инноваций с креативными индустриями позволило говорить о сфере CreaTech. Креативный сектор увеличивает привлекательность городов для творческих людей, талантливых специалистов, создает предпосылки для накопления человеческого капитала, который считается ключевым драйвером экономического развития.
Ключевые оценки
составит доля креативной экономики в мировом ВВП в 2030 г. (примерно 3% в 2020 г.)
Характеристика тренда
Влияние тренда на человеческий потенциал
Период наиболее сильного проявления тренда
Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда
Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым
Слабый сигнал
Событие-джокер
Последствия реализации джокера
При подготовке материала использовались следующие источники:
issek.hse.ru, iq.hse.ru, unctad.org, en.unesco.org, g20-insights.org и др.