Движение в сторону осознанного потребления

Подтренды

Развитие «зеленых» навыков и мышления


Переход к моделям совместного использования и повторного владения


Развитие переработки и повторного использования вещей (ресайклинг и апсайклинг)


Использование возобновляемых и переработанных материалов в производстве


Популяризация диет, направленных на снижение нагрузки на природу


Изменение ценностных установок, экологизация поведения


Распространение экологических проектов и инициатив

Описание тренда

Технологические и экономические изменения способствуют социокультурным трансформациям, в том числе переходу к осознанному потреблению и бережному отношению к окружающей среде. Эти вопросы тесно связаны с качеством жизни людей, их безопасностью и состоянием здоровья. Экологические проекты разного масштаба развиваются на уровнях международных объединений, государств, бизнеса и общества. Пандемия COVID-19 подчеркнула тесную взаимосвязь человека и природы, а также необходимость взаимодействия общества, бизнеса и государства.

Все более широкое применение экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий сопровождается усилением потребности в «зеленых» навыках (green skills). Основанные на экологической культуре и ответственности человека за природу (экомышлении), они необходимы для безопасного и устойчивого производства и потребления товаров и услуг, обращения с отходами. По мере развития ресурсосберегающих и прочих технологий, сокращающих ущерб окружающей среде, потребность в «зеленых» навыках будет расти.

Распространение моделей совместного использования и повторного владения вызвано кардинальным изменением потребительских предпочтений, особенно среди поколения Z и миллениалов, быстро осваивающих новые технологии и ценящих рациональность в потреблении. В центре новой парадигмы – временное пользование активом для удовлетворения существующей потребности, что способствует развитию концепций и практик совместного использования (sharing economy) и сервитизации (product-as-a-service).

Ключевые оценки

377 млрд долл.
может достичь мировой рынок переработки (recycling) к 2024 г. (265 млрд долл. в 2019 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Осознанность как ключевой фактор при покупке вещей

Событие-джокер

Широкое распространение цифровой одежды и устойчивой моды

Последствия реализации джокера

Позитивное влияние на экологическую ситуацию на планете

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, statista.com, energyglobe.info, ilo.org, unep.org и др.