Повышение социальной ответственности бизнеса

Подтренды

Включение в корпоративные стратегии вопросов благополучия работников, охраны окружающей среды и др.


Реализация бизнесом социальных программ


Развитие социального предпринимательства


Повышение внимания к здоровью сотрудников (например, создание должности главного врача в компаниях – chief health officer)


Общественный бойкот отдельных компаний за неэтичные высказывания их сотрудников, рекламу и др.

Описание тренда

На фоне обострения проблем социального, экономического и цифрового неравенства бизнес, особенно крупный, переносит акцент с показателей экономического развития на социальные, непосредственно характеризующие благополучие человека. Все чаще корпоративные стратегии включают ESG-принципы, то есть принципы ответственной экологической и социальной политики компании, корпоративного управления. Одним из эффектов пандемии стало усиление социальной составляющей, включая благополучие сотрудников. Работодатели все чаще уделяют внимание не только охране труда и предотвращению производственных травм, но и психологическому здоровью сотрудников, соблюдению баланса между работой и личной жизнью, что сегодня увеличивает производительность труда, снижает текучесть кадров и улучшает репутацию компании. Фокус в корпоративных стратегиях здравоохранения будет смещаться на проактивные меры, пропаганду здорового образа жизни и раннюю диагностику заболеваний. Этому поспособствует увеличение периода трудовой активности, которое связано с ростом продолжительности жизни, и вызванная им необходимость заботиться о здоровье работников старшего возраста.

Большое значение для достижения целей устойчивого развития имеет социальное предпринимательство. Именно социальные предприятия, нередко рассматривающиеся как неэффективные с экономической точки зрения, первыми реализуют инновационные бизнес-решения и формируют «этичные» цепочки создания стоимости, а затем уже их практики перенимают крупные бизнес-игроки. Еще одним трендом станет распространение импакт-инвестирования, цель которого заключается не только в получении финансовой прибыли, но и в достижении социально полезного результата. Его отличие от ESG-инвестирования состоит в том, что последнее ставит целью минимизацию вреда (экологии, социальному благополучию и др.), тогда как импакт-инвестирование должно приносить измеримую пользу. В 2020 г. объем таких инвестиций в мире оценивался в 2.3 трлн долл.

Ключевые оценки

7 %
составят среднегодовые темпы роста рынка корпоративного благополучия сотрудников в 2021-2028 гг. (52,8 млрд долл. в 2020 г.)

Характеристика тренда

Влияние тренда на человеческий потенциал

Период наиболее сильного проявления тренда

Влияние пандемии COVID-19 на развитие тренда

Проявление тренда в России по сравнению со среднемировым


Слабый сигнал

Распространение ESG-инвестиций

Событие-джокер

Оценка экологичности поведения (потребителей и компаний) как неотъемлемая часть жизни

Последствия реализации джокера

Переход к устойчивой экономике

При подготовке материала использовались следующие источники:

issek.hse.ru, deloitte.com, ifc.org, grandviewresearch.com и др.

Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на авторов материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав.