• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»

3.1.4 Научный проект «Образование взрослых»

Коршунов Илья Алексеевич
Руководитель

Период реализации проекта

2020-2022

Связь научного проекта с тематикой человеческого потенциала

Ключевые компетенции и навыки развиваются в результате непрерывного образования (концепция Lifelong Learning), составляющего сегодня неотъемлемую часть жизни человека. Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике и стремительное устаревание навыков на рынке труда приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и имеющейся квалификацией (в первую очередь, в части её практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. Формирование и обновление всего комплекса ключевых компетенций работников, соответствующих запросам действующих и предполагаемых производств, является важным вкладом в человеческий капитал.

Реализация научного проекта «Образование взрослых» предполагает проведение анализа и определение роли различных агентов (государство, система образования, предприятия) на формирование и развитие ключевых компетенций работающего населения для социального и экономического развития как граждан, так и общества в целом.

Цель проекта:

Проведение комплексного, междисциплинарного исследования существующих практик деятельности основных социально-экономических институтов (вузы, предприятия, государство), участвующих в процессе обучения и переобучения взрослого населения, на основе данных социологических исследований по международным программам ОЭСР (PIAAC), а также РМЭЗ НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), МЭО

Задачи проекта:

  1. Определить эффективные стратегии формирования навыка «решение задач в технологически-насыщенной среде» взрослых работающих граждан за счет их участия в формальном, неформальном и информальном обучении (обучение на работе, онлайн) на основе данных российского обследования взрослых RLMS-HSE
  2. Изучить основные факторы, влияющие на участие взрослого населения в непрерывном образовании, и факторы выбора программ дополнительного образования взрослым населением Российской Федерации, в том числе их соответствие запросам работодателей и работников на навыки, выдаваемые документы об образовании, характеристики и условия реализации, разработать и конкретизировать стратегии формирования и поддержания компетенций взрослых граждан с разным уровнем владения ключевыми компетенциями
  3. Выявление межстрановых различий в использовании навыков на рабочих местах и установление взаимосвязи между использованием навыков и результатами когнитивной оценки (на основе международных данных с опорой на исследование PIAAC-ОЭСР)
  4. Анализ системы непрерывного образования взрослых в университетах регионов, находящихся на стадии экономической трансформации с целью определения основных стратегий развития, форм взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами, идентификация их роли в системе экономического развития регионов и разработки рекомендаций по совершенствованию системы обучения взрослого населения

Ключевые результаты

2020 г.

Определены эффективные стратегии формирования навыка «решение задач в технологически-насыщенной среде» взрослых работающих граждан за счет их участия в формальном, неформальном и информальном обучении (обучение на работе, онлайн) на основе данных российского обследования взрослых (RLMS-HSE)

2021 г.

Рассмотрена роль факторов, способствующих вовлечению взрослого, работающего населения в непрерывное образование, проведен анализ специфики участия российских работников в формировании и развитии ключевых компетенций, предложена методика для выявления из общего набора навыков работников (профиль компетенций) наиболее важных компетенций, которые в большей степени влияют на социально-экономическое развитие территорий

2022 г.

Установлено, что в 70-80  лет результаты освоения цифровых компетенций  в среднем лучше чем у 50-летних. Лица старшего возраста могут обучаться сложным цифровым навыкам до глубокой старости: так, результаты демонстрационного экзамена по компетенции «Веб-дизайн и разработка» показывают рост средних баллов вплоть до 82-х лет. Лица старшего возраста готовы обучаться цифровым навыкам, но в традиционных отраслях, тогда как молодежь – новым компетенциям в высокотехнологических сферах.

            Результаты демонстрационного экзамена по компетенции «Веб-дизайн и разработка»

Образовательные программы 

Образовательная программа магистратуры «Обучение и оценивание как наука»

Образовательная траектория «Дизайн образовательных продуктов» на магистерской программе «Педагогическое образование»

Майнор «Исследователь в EdTech» 

Учебный курс «Сравнительный анализ систем образования»

Публикации

  1. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н., Мирошников М.С. Тюнин А.М., Фролова О.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, №2, 2021, С. 286-314.
  2. Коршунов И. А., Ширкова Н.Н. Завиваев Н.С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики региона // Экономика региона, Т.17, вып. 3 (2021), С.873-887
  3. Коршунов И.А., Ширкова Н.Н. Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 203-218.
  4. Коршунов И.А., Лубников С.В., Мирошников М.С., Тюнин А.М. Формальное, неформальное и информальное обучение для формирования навыка «решение задач» у работающих россиян (по данным исследования PIAAC) // Образование взрослых. 2022. С.1-23
  5. Korshunov I. et al. (2022) Problem Solving and Formal, Nonformal, and Informal Learning of Russian Employees (Based on PIAAC Data) //Adult Education Quarterly. – 2022. – Т. 73. – №. 2. – С. 197-219. doi

Конференции

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 4-30 апреля 2021 г.):
- Специальная сессия «Формирование ключевых компетентностей как компонентов человеческого потенциала» и в рамках Секции W (симпозиума) «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие» (28/04/2021)

Коршунов И. А. Формальное, неформальное и информальное обучение и компетенция «решение задач» у россиян

XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 5-22 апреля 2022 г.):
- Специальная сессия «Развитие инновационного и предпринимательского человеческого потенциала: что могут сделать университеты» (08/04/2022):
Коршунов И.А., Ширкова Н.Н. «Программы дополнительного образования в вузах как способ повысить инновационный и предпринимательский потенциал экономики»
- Специальная сессия «Человеческий потенциал на российском рынке труда: отдача и спрос» (08/04/2022):
Ширкова Н.Н. «Вклад образовательных организаций в накопление человеческого потенциала и социально-экономическое развитие территорий»